Чеченские боевики, судя по всему, нашли себе нового спикера, который будет делать заявления от их имени. Проживающий в Стамбуле брат чеченского «террориста № 1» Доку Умарова Ваха дал интервью агентству Reuters. До сих пор о существовании Вахи Умарова и его роли в среде чеченских боевиков ничего известно не было. Ничего не известно также о претензиях к нему со стороны российских правоохранительных органов.
Ваха Умаров живет в Турции уже пять лет, его офис находится в предместьях Стамбула, свидетельствует корреспондент агентства Reuters. По его впечатлению, Ваха Умаров «поразительно похож на своего брата», несмотря на отсутствие бороды и редеющие волосы.
Собеседник Reuters отверг свою личную причастность к деятельности кавказского бандподполья. По его словам, он просто регулярно общается с Доку Умаровым и, таким образом, осведомлен о деятельности сепаратистов и их планах. Предполагается, что Доку Умаров, называющий себя «эмиром Имарата Кавказ», скрывается в горах Чечни. Ранее он взял на себя ответственность за многие теракты, совершенные на территории России. Ваха Умаров не объяснил, каким образом контактирует с братом. Именно уничтожение Умарова в последнее время провозгласил одной из своих главных целей президент Чечни Рамзан Кадыров. В последние месяцы в Чечне почти не прекращались спецоперации под руководством двоюродного брата Кадырова Адама Делимханова, в ходе которых чеченские силовики пытались уничтожить Умарова.
Однако Ваха Умаров фактически обвинил в спонсировании боевиков именно окружение Кадырова.
«Все используемые деньги (которые потрачены на организацию нападений) — из Чечни. Оружие не покупалось, — сказал журналисту Ваха Умаров. — Оружие взято у сил Кадырова... Министры Кадырова выделяют деньги моджахедам».
Ваха Умаров добавил, что оружие и деньги для мятежников идут на Северный Кавказ через Чечню, Ингушетию и Дагестан. Деньги прибывают от людей, лояльных Кадырову, но страхующих себя на случай изменения власти в регионе. «Это походит на инвестиции в будущее: когда все это закончится, они смогут (сказать мятежникам): «Я был на вашей стороне все время», — объяснил Умаров.
Пресс-секретарь президента Чечни Альви Каримов заявил «Газете.Ru», что не знает, кто такой Ваха Умаров, никогда о нем раньше не слышал, и комментировать его высказывания отказался.
По подсчетам Вахи Умарова, у подполья приблизительно 3000 бойцов в Чечне и в общей сложности 5000 повсюду на Кавказе. Рамзан Кадыров ранее говорил, что боевиков не более сотни.
Ваха Умаров опроверг предположения аналитиков о связях кавказского подполья с «Аль-Каидой (организация запрещена в России)», но подтвердил заявление брата о том, что боевики берут на себя ответственность за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в августе прошлого года, которая, по их версии, была терактом. Таким образом боевики начали «экономическую войну» с Россией, пояснил Ваха Умаров. По его словам, боевики готовятся увеличить число нападений.
О себе Ваха Умаров сказал, что помогает чеченским беженцам в Турции, многие из которых сбежали из-за войны. Их насчитывается примерно 1500 человек.
Некоторые из молодых сыновей чеченских беженцев, человек 10–15 ежегодно, соблазняются воевать на стороне подполья, отметил Ваха. Его самого власти Турции задержали в прошлом году и пытались убедить уехать в другое место, потому что за последние полтора года в Турции были убиты три чеченца и турки не хотели новых убийств. Тем не менее Ваха решил остаться в Турции до тех пор, пока не понадобится на родине.
Стоит отметить, что долгое время у боевиков не было спикера, отвечающего за пропагандистское сопровождение их деятельности. В первую чеченскую войну за контакты сепаратистов со СМИ отвечал Мовлади Удугов, сейчас также, по некоторым данным, скрывающийся в Турции. Во вторую чеченскую кампанию эту роль исполнял проживающий в Лондоне Ахмед Закаев. Однако после начала переговоров с Рамзаном Кадыровым Закаев фактически перестал выполнять функцию эмиссара сепаратистов.