В Кремле в пятницу прошло заседание Государственного совета, посвященное развитию политической системы в России. Президент Дмитрий Медведев заявил, что политика «должна становиться более умной, более гибкой, более современной». И она, как и экономическая система, должна модернизироваться. «Зачастую на практике мы сталкиваемся с другими подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного тупого администрирования. Этого быть не должно», — объяснил он.
Гозмана не пустили в Кремль
Отсутствие на пятничном заседании Госсовета одного из сопредседателей партии «Правое дело» Леонида Гозмана объясняется реакцией Кремля на открытое письмо политика, которое он написал по мотивам задержания на Триумфальной площади в Москве участников несанкционированной акции протеста, в том числе главы Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к организации Госсовета.
Задержания состялись 31 декабря 2009 года. В тот же день Гозман разместил в своем блоге в «Живом Журнале» http://leonid-gozman.livejournal.com/ открытое письмо к президенту Дмитрию Медведеву, в котором высказал мнение о том, что президенту следует принести личные извинения Алексеевой. «Президент очень обиделся, и Гозмана не позвали на Госсовет», — сказал собеседник «Газеты.Ru». На заседании в пятницу присутствовал другой сопредседатель партии Георгий Бовт. Он выступал перед участниками заседания. Гозман отказался комментировать «Газете.Ru» причины своего отсутствия на Госсовете.
После этого Медведев перешел к предложению давать возможность непарламентским партиям высказываться в местных парламентах. Президент высказал сомнение, что одной или даже двух фракций достаточно для регионального парламента. Медведев напомнил о своей инициативе отмена сбора подписей для партий, у которых есть представители в законодательном собрании. Вечером в пятницу соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.
Медведев еще раз дал оценку региональным выборам, прошедших в октябре, когда после дня голосования оппозиционные партии обвинили «Единую Россию» в фальсификациях, а представители ЛДПР , КПРФ и «Справедливой России» даже на несколько часов покинули зал заседаний Госдумы .
Президент пришел к выводу, что результаты голосования отражают пристрастия избирателей, а заявления о массовых злоупотреблениях оказались неподтвержденными, поскольку в судах было такое количество исков, которое измеряется долями процентов голосов избирателей.
Выступление Дмитрия Медведева
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас с вами заседание Государственного совета, посвящённое развитию политической системы России. Тема для Государственного совета необычная: впервые, можно считать, мы на заседании Государственного совета рассматриваем в чистом виде вопросы внутренней политики и вопросы развития именно политической системы, демократических институтов в нашей стране.
Кроме того, впервые на заседании Государственного совета присутствуют руководители всех политических партий нашей страны. Так что разговор будет, надеюсь, и серьёзным, и прямым.
Фактически всем, кто присутствует в этом зале, ежедневно приходится заниматься политической работой, взаимодействовать с общественными организациями, взаимодействовать с гражданами, критиковать кого-либо самим и реагировать на критику; готовиться к выборам, участвовать в выборах и организовывать проведение выборов; приводить к общему знаменателю интересы различных социальных групп и в конечном счёте всем этим поддерживать политическую стабильность в стране.
Каждый из присутствующих здесь внёс определённый вклад в создание нынешней политической системы. И я готов повторить в начале своего выступления то, о чём говорил неоднократно: наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает. И руководители субъектов Федерации, и партийные лидеры многое сделали для того, чтобы наша политическая система и российская демократия стали работоспособными.
Политическая система в современном понимании – это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя все фундаментальные институты государства, в том числе суды, правоохранительные структуры, правительственные учреждения, то есть исполнительно-распорядительную власть, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии, естественно.
Предлагаю сегодня обсудить самые разные проблемы, в том числе все названные мною, а не ограничиваться только разговорами о выборах. Каждая тема требует отдельного обстоятельного разговора, и, конечно, мы можем наметить основные направления продолжения это разговора.
В своём сегодняшнем выступлении остановлюсь прежде всего на некоторых, на мой взгляд, важных идеях, которые вытекают из Послания Президента Федеральному Собранию в прошлом году, на проблемах и задачах развития конституционного принципа многопартийности, повышении уровня политической конкуренции и качества народного представительства.
За последние годы были приняты действенные решения, направленные на укрепление и укрупнение партий. Вместе с тем партии получили и дополнительные – я бы даже сказал, беспрецедентные – дополнительные возможности. Выборы в Государственную Думу проходят исключительно по партийным спискам. Как минимум половина депутатов региональных законодательных собраний также избирается по партийным спискам.
Партии получают финансирование из федерального бюджета, то есть существуют практически на деньги избирателей. Только партиям с прошлого года дано право выдвигать кандидатов на замещение должностей в субъектах Федерации, представляя их Президенту.
Перечень этих полномочий можно продолжить. В результате той работы, которую мы с вами вели последние годы, количество партий стало меньше, но их влияние заметно повысилось, в том числе и на региональном уровне. Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные.
Напомню, что в 2004 году у нас было 48 партий. На сегодняшний день в России действуют семь партий. Но количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 году до 211 – в 2007 году и 248 – в 2009 году. Напомню, что в 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах Федерации, а в прошлом году – во всех; компартии Российской Федерации в 2004 году – в 17 региональных парламентах, а в 2009-м – в 67; либерально-демократической партии: в 2004 году – в 6, в 2009 году – в 43; «Справедливой России»: 18 такого рода фракций было в 2006 году и 50 – в 2009-м. Есть и представители некоторых других партий в региональных парламентах. Эти цифры сами за себя говорят.
Общество и государство дали партиям особые права. Количественные показатели роста партийных структур впечатляют. Но теперь задача развития и обновления общества и государства требует от партий повышенного внимания к работе и особого качества демократических институтов, адекватности представительства интересов граждан, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы, честности, стало быть, и ясности в позициях.
Эти требования обращены не только непосредственно к партийным функционерам, но и к региональным начальникам, к губернаторам, большинство из которых на сегодняшний день являются членами либо сторонниками «Единой России». У нас есть и представители других партий – надеюсь, что сегодня выступит Николай Владимирович Виноградов, который у нас на сегодняшний день является единственным губернатором-коммунистом.
России нужна всесторонняя модернизация, я об этом за последнее время немало сказал. Нам необходимо радикально изменить экономический и технологический уклад, преодолеть отсталость, чтобы страна получила эффективную экономику и стала конкурентоспособнее, а её граждане стали богаче. Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, – но умная экономика может быть создана только умными людьми. Поэтому наше общество усложняется, оно неоднородное, многомерное, составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические взгляды. Таким обществом не нужно пытаться командовать – с ним нужно сотрудничать.
Наша задача – добиться того, чтобы принципы политического управления были адекватны многомерности, идеологическому и культурному многообразию общества. Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал – тупого администрирования.
Регионы в России не похожи друг на друга, традиции и социальная структура каждого из них уникальны и неповторимы, но нет ни единой территории, где все до единого жители имели бы одинаковые политические предпочтения. Поэтому руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, но эти полпроцента избирателей – это наши граждане, и их мнение должно быть услышано властями. Именно поэтому я предложил давать возможность высказываться в местных парламентах представителям непарламентских партий. Это предложение должно быть реализовано.
Состав региональных парламентов также неодинаков. Есть у нас такие удивительные законодательные собрания, где только одна зарегистрированная фракция, есть и другие (и таких, кстати, большинство), где работают от двух до пяти фракций. Конечно, здесь невозможна унификация, самому избирателю решать, какие партии должны работать в парламенте, а какие нет. Но руководители субъектов должны проанализировать соответствие партийного представительства запросам избирателей.
Одна фракция, на мой вкус, во всяком случае, для любого региона – это слишком мало. Всё равно есть люди с другими взглядами, которые голосуют за другие партии. Может быть, и две недостаточно.
В последнее время мы много говорили об итогах прошедших выборов. Позволю себе тоже поразмышлять вслух. Отражают ли, скажем, две фракции, которые действуют, например (подчёркиваю: это только пример), в Московской городской думе, всё многообразие политических пристрастий москвичей? Я, честно говоря, сомневаюсь, потому что и город огромный, сложный, с очень пёстрым и активным населением, а фракций всего две. Конечно, можно сказать, что это следствие того, что москвичи на местные выборы ходят не очень охотно, но ведь и явка избирателей, низкая явка избирателей, – это сама по себе проблема политическая. Хотел бы подчеркнуть, что я не выписываю здесь каких-то рецептов – избиратели сами определяют, сколько партий будет работать на них. Но нужно понять, всё ли мы с вами сделали для того, чтобы мнение избирателей было на самом деле услышано, не искажено и учтено в полном объёме, как того требуют принципы демократии.
О прозрачности избирательных процедур. Мы об этом говорили в последнее время неоднократно. Несколько, если хотите, выводов на эту тему.
Во-первых, в целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений – это непреложный факт. Несмотря на то что было много различных выступлений, но в судах оспорены итоги выборов на участках, совокупный вес которых измеряется долями процентов голосов избирателей.
В целом можно сказать, что заявления о массовых злоупотреблениях оказались, таким образом, всё-таки неподтверждёнными. И в будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы: не в адрес нарушений, естественно, – они должны пресекаться и наказываться, а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма. Если есть факты, надо обращаться в суды; нет фактов – обвинения ни на чём не основаны. Но суд является единственной инстанцией, которая ставит точку по этим вопросам.
Значит ли это, что выборы проходят стерильно, в том числе и последние выборы в региональные органы власти и органы местного самоуправления? Нет, конечно, нет. Например, итоги выборов в Дербенте в настоящий момент судом отменены. Ещё многое нужно сделать, чтобы доверие к избирательной системе, этому важнейшему институту демократии, стало прочным.
Именно поэтому в своем Послании Федеральному Собранию я уделил особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне. Мы с вами многое сделали для того, чтобы изменить ситуацию на федеральном уровне. Решения приняты, теперь нужно заняться региональным уровнем. Важнейшим делом я считаю оснащение избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчёта голосов.
До конца текущего месяца Правительство совместно с Центральной избирательной комиссией должно представить предложения на этот счёт. Напомню, что в настоящий момент такими устройствами оборудовано чуть более одного процента избирательных участков.
Кроме того, мною уже внесён в Государственную Думу законопроект, устанавливающий порядок определения численности органов законодательной власти субъектов Федерации. Сегодня я внесу законопроект, гарантирующий представительство во всех региональных парламентах для партий, за которые проголосовало более пяти процентов избирателей, – так, как мы это сделали на федеральном уровне. Работа, направленная на повышение качества народного представительства, будет продолжена. И я хотел бы поблагодарить «Единую Россию» за неизменную поддержку всех моих инициатив и другие партии за поддержку по отдельным вопросам, которая тоже оказывается.
Прошу Федеральное Собрание рассмотреть в течение весенней сессии все законопроекты, обеспечивающие реализацию сформированных в Послании предложений, а региональных руководителей – оказать содействие в соответствующей корректировке местного законодательства по мере необходимости.
Уважаемые коллеги! Если в формировании органов государственной власти субъектов Федерации в той или иной степени участвуют практически все партии, то на уровне местного самоуправления картина иная. Почти половина из 246 тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований – это единороссы.
Это неплохой результат, это отражает на самом деле реальные в настоящий момент симпатии избирателей, но коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более двух процентов, а представителей «Справедливой России» – один процент, либеральных демократов тоже один процент, менее процента даже.
Такая ситуация просто удивительна, она говорит о том, что наши партии, прежде всего оппозиционные партии, очень слабо работают на муниципальном уровне и что реальная политическая конкуренция там практически отсутствует. Давайте вместе подумаем, какие меры нужно принять для стимулирования политической конкуренции в сфере муниципального, местного самоуправления.
И ещё один существенный момент. С прошлого года схема наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации по моему предложению изменена. Теперь их кандидатуры определяются Президентом по представлению партий, но это не значит, уважаемые коллеги, что главы исполнительной власти республик, областей, краев превратились в обычных назначенцев, то есть кабинетных чиновников.
Наоборот, все вы, все присутствующие в этом зале – в полном смысле политические деятели, политические фигуры, и вы в настоящий момент представляетесь к наделению полномочиями партиями. То есть все присутствующие здесь, по определению, публичные, открытые, работающие, что называется, у всех на виду руководители.
Считаю, что главным критерием оценки работы регионального руководителя остаётся и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона. Это можно называть как угодно: рейтинг, ещё как-то, – но это именно уровень доверия жителей региона. Хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, не замыкались в кабинетах. Здесь необходим контакт со всеми политическими партиями, со средствами массовой информации, с общественными организациями, с неправительственными организациями. Все эти контакты весьма полезны и просто необходимы.
Надо общаться, не надо стесняться выходить в народ. Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть всё время должна быть в диалоге с народом. И мы с вами прекрасно понимаем, в любой ситуации этот диалог никогда не будет простым. Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту.
И последнее, уважаемые коллеги. Общественная дискуссия, межпартийная конкуренция у нас могут быть сколь угодно острыми, но базовые ценности у нас у всех общие, независимо от партийной принадлежности и других привычек: процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, целостность государства, свобода и справедливость – наконец, права и достоинства человека. Все мы разные люди, живём в разных регионах, имеем разные мнения, и партии у нас есть разные, но страна у нас одна, и давайте об этом помнить.
<…>
Уважаемые коллеги!
Считаю, что идея провести Государственный совет по политическим проблемам абсолютно оправдана, и она удалась.
Думаю, что присутствующие здесь руководители регионов очень внимательно выслушали выступление лидеров политических партий. Думаю и то, что многие из вас давно не слышали столько острых оценок текущей политической ситуации. Это неплохо. Никогда не следует обольщаться по поводу стабильности условий, в которых мы работаем, но их нужно ценить и сохранять.
Не буду сейчас подводить итоги обсуждения, комментировать то, что было сказано лидерами политических партий. Хотел бы адресовать всех присутствующих здесь губернаторов к своему вступительному слову. Это как раз и есть набор тех поручений, которые я сформулировал для присутствующего здесь губернаторского корпуса и тех законодательных инициатив, с которыми я уже выступил в рамках Послания Президента Федеральному Собранию и последующих действий. Именно из этого я и буду исходить в дальнейшем.
Не могу не согласиться с тем, что не существует абсолютно стерильных, принципиально готовых к любому раскладу политических систем. Любая политическая система действительно развивается, и я уверен, что мы находимся на правильном пути.
Здесь говорили об опасности возврата в советский период, об опасности скатиться к авторитаризму, скопировать опыт тех или иных политических режимов, которые находятся по соседству с нашей страной.
Вы знаете, я абсолютно уверен – и сегодняшняя дискуссия это в полной мере демонстрирует, – что возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен. И не только по каким-то экономическим соображениям, и не только из-за того, что мы с вами делали особенно активно в течение последних десяти лет, а по совершенно простой причине: этого никто не хочет и никто не примет – ни граждане России, ни сидящие здесь начальники. Нам это не нужно. Мы свою дорогу выбрали, и мы по ней пойдём.
Уверен также и в том, что в обозримой политической перспективе, в достаточно короткой перспективе, мы будем иметь современную политическую систему, за которую никому из нас стыдно не будет, но которую мы всё равно будет критиковать именно потому, что не бывает абсолютно раз и навсегда установленных схем.
Всякая политическая система должна развиваться, наше общество – модернизироваться вместе с экономикой. Этим мы будем заниматься в ближайшее время.
«В будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы: не в адрес нарушений, естественно, – они должны пресекаться и наказываться, а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма».
Такую же мысль озвучил и основной докладчик, губернатор Калининградской области Георгий Боос , отметив, что в России есть достаточно эффективно функционирующая судебная система, куда должны представляться доказательства о нарушениях для отмены выборов.
«Все остальное безосновательно и не доказано, а проще говоря, политические дрязги, позволяющие уходить от ответственности за неудачи и провалы на выборах», — сообщил он.
Представители оппозиционных партий объясняли, что в суд они обращались, но без особого успеха. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский рассказывал, что их наблюдателям удавалось получить только копии протоколов избирательных комиссий, и то с трудом, а этого не достаточно, чтобы выиграть дело. О давлении и отказах принимать иски также говорил руководитель КПРФ Геннадий Зюганов . Глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин пожаловался, что даже признание вброса бюллетеней не стало основанием для отмены голосования на одном из участков. Зюганов и Митрохин говорили, что в интернете проходила масса сообщений о различных нарушениях. Один из председателей «Правого дела» Георгий Бовт , озвучивая предложения партии к Госсовету, выдвинул идею о том, чтобы судьи сами выбирали председателей судов – это позволит быть им более независимыми от органов исполнительной власти субъектов.
Выступление Владимира Путина на Госсовете
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги,
Сначала позвольте несколько замечаний по ходу нашей сегодняшней дискуссии. Вещи серьезные прозвучали, к которым мы все, безусловно, прислушаемся, будем иметь в виду, будем все анализировать и принимать многие вещи к действию.
Что касается преследований различных функционеров, политических деятелей. Конечно, если что-то происходит необоснованно - это абсолютно недопустимо. И Дмитрий Анатольевич ставит перед правоохранительными органами соответствующие задачи, и на уровне Правительства мы будем все делать, чтобы исключить подобные вещи.
Вместе с тем было сказано, что никогда не было практики преследования за идеи, за дела. Вспомним пресловутую статью за антисоветскую деятельность. Она была и активно применялась. А если мы вспомним Зощенко, который как-то сказал - помните, была у него такая фраза: «Говорят, слово не воробей, вылетит - не поймаешь. А у нас догонят, поймают и посадят». И все это в нашей жизни, к сожалению, было.
Что касается привлечения к ответственности чиновников и представителей каких бы то ни было организаций, если они нарушили закон. Обращаю ваше внимание на то, что и так называемые представители власти - это не каста неприкасаемых. И у нас есть примеры уголовного преследования, доведенного до суда с обвинительным заключением и с отбыванием в местах лишения свободы. В том числе и руководителей регионов, которые принадлежали к этой самой партии власти. Здесь не должно быть никаких исключений. Никаких исключений мы допускать не будем.
Теперь по поводу монополизации и того, что «Единая Россия» является партией крупного капитала и чиновничества. Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и заработные платы. Мы снизили бы налоги. Такова логика рыночной экономики.
Мы как раз поступили наоборот. Мы, используя накопленные резервы, сохраняем условия для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на все сложности и проблемы, связанные с кризисом, добились хоть минимального, но все-таки повышения уровня доходов населения почти на 1%. И направили колоссальные деньги на реформирование пенсионной системы - свыше 700 млрд рублей. В условиях кризиса. С повышением пенсий на 46 % в течение 2010 года.
Так что заявления подобного рода считаю некорректными.
Что же касается народности той или иной партии. Народность партии определяется на выборах. Голосует народ за партию - значит, она народная. Не голосует - значит, это группа лиц, объединенных определенной идеей, но пока эти идеи не приобрели устойчивой поддержки со стороны избирателей.
Теперь по поводу фальсификаций и ссылок на Интернет. Да в Интернете 50% порноматериалов! Что мы будем ссылаться на Интернет?! В суд надо идти с доказательствами.
Вот что абсолютно правильно - это нужно укреплять судебную систему. Совершенно согласен с этим. И двумя руками поддерживаю предложение, связанное с антикоррупционной экспертизой принимаемых законов, в том числе с привлечением не только парламентских партий. Абсолютно с этим согласен.
Что касается «точки невозврата» и своевременности проведения реформ - ссылки на Советский Союз. Но в Советском Союзе как раз были начаты реформы. Вопрос в том, как они были организованы и к чему эти реформы привели.
Теперь по поводу судебной системы и возможности избрания судей в различных уровнях и инстанциях. Вы знаете, у нас и так много проблем, связанных с правоохранительными органами и судебной системой. Если мы создадим вообще замкнутую неподконтрольную корпорацию, то неизвестно к чему это приведет.
Я еще раз хочу сказать: считаю правильным думать о реорганизациях, о совершенствовании судебной системы, правоохранительных органов, но действовать здесь нужно крайне аккуратно. Мы и так практически вывели за рамки общественного и государственного контроля судебную систему. Не знаю, пошло ли это на пользу самой судебной системе. И потом вынуждены были, кстати говоря, корректировать все, что там происходит.
Ну и, наконец, позвольте несколько слов по существу сегодняшней повестки дня. Ни одна из известных в мировой практике и в мировой истории политических систем, да и функционирующих сегодня в мире, ни одна не лишена системных проблем и серьезных недостатков. Нет такой политической системы в мире, и не было никогда!
Мы всегда в России исходили из того, что нам нужна устойчивая политическая система, чувствительная к изменениям, происходящим в мире и в нашей собственной стране. Но такая политическая система, которая, безусловно, гарантировала бы нам суверенитет.
За прошедшие годы нами в этом плане сделано немало. Для того чтобы совершенствовать, укреплять политическую систему, нужно было для начала восстановить территориальную целостность страны и обеспечить единообразное применение Конституции Российской Федерации на всей ее территории, на всей территории России. Мы сделали с вами это вместе.
Проведена реформа формирования Совета Федерации - тоже немаловажная вещь, в том числе и для обеспечения борьбы с коррупцией. Об этом сегодня справедливо говорили представители оппозиционных партий. Но именно, в том числе, для этого была проведена реформа формирования Совета Федерации, кстати говоря, в полном соответствии с демократическими принципами. Здесь ссылались недавно на пример Федеративной Республики Германия - там верхняя палата парламента формируется правительствами земель, вообще напрямую назначаются. У нас гораздо более мягкая система создана, и, на мой взгляд, соответствует сегодняшним реалиям страны.
Далее. Проведено разграничение полномочий между различными уровнями власти и управления. Еще не все, может быть, сделано, не совершенна эта система, но первый шаг и весьма существенный все-таки в этом направлении сделан. С политической сцены страны устранены различные «политические дельцы» и олигархические группы. Укреплена многопартийная система. Уже говорилось о том, как расширили свое представительство в регионах оппозиционные партии. Серьезным, самым серьезным образом это произошло.
Продолжается совершенствование политической культуры страны. По предложению Президента, вы знаете, введена система отчетности Правительства перед Парламентом. Мы начали эту практику и будем ее продолжать.
Правительство Российской Федерации и дальше будет вести консультации по всем жизненно важным вопросам со всеми политическими силами, представленными в Думе и вообще в стране. Мы активно это с вами делаем в ходе подготовки к принятию бюджета, но и по другим вопросам тоже будем совершенствовать эти инструменты.
От Правительства зависит и технологическое сопровождение модернизации. Кстати говоря, стоит это немалых денег, и здесь мы с вами должны выбирать приоритеты, действовать аккуратно, поэтапно, но, конечно, это тоже будем делать.
Мир меняется и не меняться вместе с ним - неправильно. Правильно - меняться. И делать, конечно, это нужно только своевременно.
Мы постоянно должны думать над совершенствованием политической системы России, своевременно вносить необходимые коррективы. Но действовать, конечно, - я поддерживаю последнего выступавшего - в этой сфере надо крайне аккуратно. Ни в коем случае не допустить «украинизации» политической жизни России, но и не скатываться в другую сторону - в сторону тоталитаризма и деспотизма. А такое на постсоветском пространстве тоже, к сожалению, есть.
Думая о совершенствовании и действуя в этом направлении своевременно, мы должны исходить еще из одного принципа, который всегда присущ любой эффективной политической системе. А любой эффективной политической системе должна быть присуща здоровая степень консерватизма. Политическая система не должна дрожать как жидкий студень при каждом к ней прикосновении.
Но для того, чтобы выработать общую позицию, для того, чтобы действовать аккуратно, но своевременно - для этого мы все сегодня в Кремле и собрались.
Спасибо большое за внимание.
Самым последним выступал лидер «Единой России» премьер-министр Владимир Путин — он и ответил на претензии оппозиции. Он внимательно слушал все выступления, делал пометки и свою речь фактически писал в ходе заседания.
«Да в интернете 50% порноматериалов. Чего мы будем ссылаться на интернет? В суд надо идти с доказательствами», — призвал премьер.
Политик выступил против введения системы выборности судей, поскольку это может привести к созданию «неподконтрольной корпорации». «У нас и так много проблем, связанных с правоохранительными органами и судебной системой. И если мы создадим вообще замкнутую, неподконтрольную корпорацию, то неизвестно, к чему это приведет», — признал Путин. Не понравились лидеру единороссов и заявления оппозиционных партий, что привлечь к ответственности чиновников практически невозможно. «Если представители власти нарушили закон — это не каста неприкасаемых, — сказал премьер. --Здесь не должно быть никаких исключений, никаких исключений мы допускать не будем».
В ходе выступлений оппозиция озвучивала идею о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы всех принимаемых законов. «Двумя руками поддерживаю предложения, связанные с антикоррупционной экспертизой принимаемых законов, в том числе с привлечением не только парламентских партий», — поддержал Путин.
«Политическая система не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении», — призвал премьер участников не предлагать слишком уж жесткие реформы.
Пропорциональная система на выборах всех уровней вводиться не будет. На Госсовете, посвященном развитию политической системы, губернатор Калининградской области Георгий Боос, который возглавлял рабочую группу по подготовке доклада, предложил, чтобы региона сами выбирали вводить пропорциональную систему выборов или оставлять смешанной. «Переход к полностью пропорциональной выборной системе на региональном уровне, с одной стороны, позволит усилить позиции партий в субъектах Российской Федерации, с другой - может привести к отрыву представительных органов от своих избирателей, незнания, чем живет человек», — объяснил он. «Искусственная «партизация» в данном случае, по мнению членов рабочей группы, может принести вред», — объяснил губернатор.
При этом председатель «Единой России» Борис Грызлов заявил, что на сегодняшний день оппозиция просто не готова «участвовать в выборах по пропорциональной системе на региональном и, тем более, местном уровне». «Если мы будем вводить пропорциональную систему сегодня, то партии, не имеющие широкого представительства в субъектах федерации, будут приглашать в свои списки тех, кто больше заплатит, и тогда есть опасность проникновения во власть криминала», — добавил он. Впрочем, за переход на полностью пропорциональную систему выборов выступает и оппозиционная ЛДПР.
По словам сотрудника администрации президента, в первой редакции доклада говорилось о введении пропорциональной системы на всех региональных выборов. Документ уже пошел в печать, однако в понедельник тиражирование было остановлено, а из текста изъяли все, что говорилось о пропорциональных выборах, рассказал чиновник «Газете.Ru»
Путин констатировал, что политическая система должна изменяться. По его мнению, любой политической системе должна быть присуща «здоровая степень консерватизма», а необходимые коррективы должны вноситься «крайне аккуратно».
«Нельзя ни в коем случае допустить «украинизации» политической жизни России, но и ни в коем случае нельзя скатываться в другую сторону — в сторону тоталитаризма и деспотизма», — заключил он.
В заключительном слове Медведев поддержал Путина, заметив, что идеальных политических систем не бывает, а российская развивается и находится на правильном пути. «Вы знаете, я абсолютно уверен, и сегодняшняя дискуссия это в полной мере демонстрирует, что возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен», — заверил президент. «Нам это не нужно», — объяснил он.
По мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «это была дискуссия, это была первая полемика лидеров партий на столь высоком уровне». «Путин первый раз участвовал в такой дискуссии. Он одновременно выступал как премьер-министр, соправитель и лидер партии, и в том числе отвечал за «Единую Россию» и дискутировал с главами других партий», — считает политолог.