Американские корпорации и профсоюзы отныне вновь получили право непосредственного участия в избирательных кампаниях на стороне того или иного кандидата. Верховный суд США, в котором большинство принадлежит консерваторам, в четверг признал неконституционным закон Маккейна ― Файнголда (названный по имени своих разработчиков, сенаторов Джона Маккейна и Рассела Файнголда), ограничивавший влияние бизнес-групп на выборах.
Ограничения на финансирование агитационных кампаний в поддержку или против кандидата, которые были наложены на юридические лица, судьи посчитали нарушением свободы слова. В поддержку этого проголосовали 5 членов ВС, против высказались 4.
«Поскольку свобода слова ― это непременный механизм демократии, свобода слова в политике должна иметь преимущественную силу над всеми законами, которые подавляют ее по своему замыслу или по неосмотрительности», ― говорится в решении большинства, которое представил судья Энтони Кеннеди.
Особое мнение меньшинства высказал Джон Пол Стивенс, заявивший, что идея о том, что корпорации в политической сфере обладают теми же правами, что и физические лица, «не только ошибочна, но и не адекватна для обоснования судебного решения по этому делу».
Закон Маккейна ― Файнголда, официально именуемый законом о реформе двухпартийных кампаний, был принят в 2002 году и вступил в силу с 1 января 2003 года. Он стал главным антилоббистским законом в американском избирательном законодательстве, существенно ограничивал приток корпоративных денег в партийные кассы и фонды отдельных кандидатов.
Признания закона Маккейна ― Файнголда не соответствующим конституции добивалась консервативная неправительственная организация Citizens United («Объединенные граждане»), которая в сентябре 2009 года довела дело до Верховного суда. Ответчиком по делу выступала Федеральная избирательная комиссия, запретившая «Объединенным гражданам» в ходе избирательной кампании 2008 года показывать в эфире их агитационный ролик, направленный против Клинтон. Неправительственная организация, указал избирком, получала корпоративные пожертвования, что лишало ее права агитации в период за два месяца до выборов.
Если среди республиканцев решение суда встретили благожелательно, то демократы в Белом доме и конгрессе в один голос утверждают: если не предпринять никаких усилий, политика вновь будет дана на откуп финансово-промышленным группам.
На прошлой неделе сенатор Файнголд предупреждал, что «не просто вернет страну в эру до Маккейна ― Файнголда, а в эпоху баронов-разбойников XIX века». С ним был согласен и соразработчик закона республиканец Маккейн, и другие умеренные однопартийцы Джорджа Буша-мл.
Фред Вертхаймер, глава неправительственной организации «Демократия 21», борющейся за чистоту избирательных кампаний, объявил случившееся «катастрофой для американского народа», а четверг ― «черным днем для Верховного суда».
«Мы движемся к эпохе, когда у нас будет не сенатор от Арканзаса и не конгрессмен из Северной Каролины, а сенатор от Wal-Mart и конгрессмен от Bank of America», ― считает Мелани Слоун, директор НГО «Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне».
С этим в целом согласен и президент.
«Сегодняшним решением Верховный суд дал зеленый свет новой лавине денег от групп специальных интересов, которые поступят в нашу политику», ― говорится в обращении Барака Обамы, распространенном пресс-службой Белого дома.
«Это крупнейшая победа большой нефти, банков с Уолл-стрит, медстраховых компаний и других могущественных групп интересов, которые каждый день в Вашингтоне демонстрируют свою власть, заглушая голос обычных американцев», ― признал Обама.
Обама объявил, что его администрация вместе с демократами в конгрессе немедленно начнет разработку нового закона, к которой будут подключены и ответственные республиканцы.
Речь может идти о специальной антикорпоративной поправке к конституции США.
«Пришло время взять дело в свои руки и принять конституционную поправку, которая раз и навсегда определила бы, что мы, народ, управляем выборами и избирательными кампаниями управляем сами, а не корпорации», ― призвала конгрессвумен Донна Эдвардс. Видеоролик с ее обращением был распространен группой «Публичное гражданское и избирательное действие».