Новым сенатором от штата Массачусетс станет республиканец Скотт Браун. Несколько месяцев назад Браун отставал по рейтингам от своей соперницы демократки Марты Коукли больше чем на 10%, но на выборах, прошедших во вторник, он набрал 51,9%. Его соперница, за которую свои голоса отдали жители крупнейших городов штата, Бостона и Спрингфилда, получила всего 47,1% голосов.
Брауна, члена сената штата с 2004 года, уже поздравили с победой президент, второй сенатор от Массачусетса, демократ Пол Кирк, а также вдова Тэда Кеннеди, в кресло которого сядет новый сенатор.
«Сегодня независимое большинство одержало великую победу, ― провозгласил Браун в победной речи. ― Люди, как вы теперь знаете по их голосам, сами нашли, кого посадить в кресло (сенатора), и я готов отбыть в Вашингтон без промедления».
Для Обамы это личное поражение, причем первое в выборном цикле 2010 года.
Проигрыш Коукли заодно пришелся на первую годовщину инаугурации Обамы в Вашингтоне. А в самом штате Массачусетс Обама получил на выборах 61,8% голосов. Мало того, демократы проиграли борьбу за кресло, которое долгие годы занимал легенда их партии Тэд Кеннеди, младший брат президента Джона Фитцджеральда Кеннеди. В августе прошлого года Кеннеди умер от рака мозга.
Понимая, что ни один республиканец не выигрывал сенаторскую гонку в Массачусетсе почти сорок лет, с 1972 года, Браун успешно работал над тем, чтобы разрушить кеннедиевский миф. Отвечая в ходе дебатов на вопрос, как ему, противнику реформы здравоохранения, будет сидеться в кресле ее идейного вдохновителя Кеннеди, политик сказал: «При всем уважении это не кресло Кеннеди и не кресло демократов, это народное кресло».
Генеральный прокурор Массачусетса Коукли долгое время вела кампанию так, как будто ее победа предрешена. Энтони Синьоли, глава компании A.L. Cignoli Co., занимающейся политконсультированием на выборах, в интервью газете The Republican поразился тому, что она с самого начала даже не обратилась за поддержкой к демократам, заседающим в местной палате представителей и конгрессе.
Так что апатия демократов, составляющих ядро партии в штате, добавилась к разочарованию не столь преданных сторонников партии, что ликвидировало разрыв в рейтингах кандидатов. В Белом доме под занавес гонки осознали эту угрозу вполне, и в воскресенье в Массачусетс агитировать за Коукли отправился лично президент Обама. «Если вас зажгли предыдущие выборы, ― напомнил Обама об энтузиазме ноября 2008 года, ― то мне нужно, чтобы вы зажгли и на этих выборах». Но ни призывы с телеэкранов, ни записанные для проигрыша по телефону обращения президента не подействовали.
Избрание Брауна ставит под угрозу реализацию главного предвыборного обещания Обамы ― реформы здравоохранения.
Правоверный республиканец Браун всегда выступал против «социализации медицины» и построил кампанию на критике разработанного демократами проекта расширения программ медицинского страхования. «Я стану 41-м сенатором (от Республиканской партии) и остановлю много того, что делается», ― обещал Браун. По словам политического аналитика телекомпании CNN Дэвида Гергена, Браун превратил выборы в референдум по поводу того, что делается в Вашингтоне.
Демократическое «супербольшинство» в сенате ― 60 кресел из 100 ― позволяло Обаме пробить долгожданную реформу здравоохранения, увеличившую число тех, кому в обязательном порядке предоставляется право на получение медицинского страхования, более чем на 30 млн человек. Такой серьезный перевес в сенате давал демократам возможность в процедурном порядке пресекать любые попытки республиканцев саботировать обсуждение спорных вопросов. Сейчас, если того захочет оппозиция, обсуждение любой детали может затянуться на недели.
Правда, у демократов есть лазейка. Демократы в сенате могут обратиться к своим коллегам в нижней палате, чтобы те поддержали без изменений уже одобренный в верхней палате проект закона. «Сенатский законопроект лучше, чем ничего», ― цитирует CNN обращение одного из лидеров партии к своим коллегам. Каждая из палат разработала и одобрила свой собственный законопроект, приведение которых к общему знаменателю сейчас ведется в согласительной комиссии.