В Госдуму внесен законопроект «О парламентском контроле». Если документ будет принят, депутаты и сенаторы получат право создавать особые комиссии, в рамках которых их члены смогут получить доступ к гостайне и оригиналам служебных документов. Единороссы, часть из которых уже поставили под документом свои подписи, считают идею заслуживающей внимания.
Законопроект «О парламентском контроле в Российской Федерации» был разработан в конце прошлого года по инициативе депутата от фракции «Справедливая Россия» Геннадия Гудкова. Основная работа над его текстом была проделана привлеченными экспертами, в частности, в состав рабочей группы входил бывший уполномоченный по правам человека Олег Миронов.
В декабре, представляя уже готовый документ, Гудков пояснял, что не будет вносить его в Госдуму, пока не заручиться поддержкой как можно большего числа депутатов. По состоянию на вечер вторника (когда законопроект был внесен в парламент), свои подписи под ним поставили 14 депутатов, в том числе и единороссы.
Среди парламентского большинства авторами законодательной инициативы согласились выступить Борис Резник, Виктор Войтенко, Валентин Чернявский и Анатолий Иванов. Из оппозиционеров подписи под документом среди прочих поставили лидер фракции «эсеров» Николай Левичев, его зам Михаил Емельянов, вице-спикер Госдумы Иван Мельников и первый зампред фракции КПРФ Сергей Решульский.
В пояснительной записке к документу разработчики поясняют, что «меры по упрочению законодательных и конституционных основ» функций парламентского контроля ранее уже предпринимались Госдумой. В частности, авторы отмечают принятие в 2005 году закона «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» и внесение поправок в Конституцию, согласно которым правительство стало отчитываться перед нижней палатой о результатах своей работы. «Ряд аспектов парламентского контроля отражен в регламентах Совета федерации и Государственной думы, нормах федеральных законов», ― также признаются депутаты.
В проекте закона действительно подробно описаны все инструменты контроля, которые есть у депутатов и сенаторов. В частности, в тексте упоминается возможность проведения уже упомянутого парламентского расследования, проведение правительственных часов в Госдуме и даже процедура импичмента президенту. Авторы объясняют появление законопроекта необходимостью систематизации накопленного опыта. «Пришло время, когда от закрепления отдельных конкретных возможностей представительных органов государственной власти надо перейти к созданию фундаментальной и общеобязательной законодательной основы парламентского контроля», ― объясняют разработчики.
Одной из таких основ должна послужить норма, согласно которой объекты парламентского контроля (к которым в документе относят органы исполнительной власти и хозсубъекты) не должны уклоняться от сотрудничества с парламентариями. В законопроекте прописано, что чиновники и должностные лица должны по требованию являться на заседание парламентских комиссий, а ее члены «в целях получения объективных данных о состоянии и ходе выполнения законов и иных нормативных правовых актов» имеют право доступа практически в любые учреждения.
Новшеством документа стала норма о возможности создания обеими палатами парламента (как вместе, так и независимо друг от друга) комиссий по осуществлению парламентского контроля. Согласно тексту законопроекта, решение о создании такой комиссии должно приниматься на пленарном заседании палат, а членов в их состав смогут предлагать как комитеты и комиссии нижней и верхней палаты парламента, так и фракции. Исключение сделают только в случае, если комиссия будет создаваться для проведения расследования на территории конкретного региона. Тогда в ее состав предлагается не включать сенаторов и депутатов, избранных от субъекта. «Это сделано для обеспечения объективного характера деятельности комиссии», ― поясняют депутаты.
Согласно внесенному документу, члены комиссий смогут встречаться с экспертами и должностными лицами, приглашать их к себе на заседания, а также знакомиться с оригиналами документов и снимать с них копии. Кроме того, члены комиссии фактически получат доступ к гостайне.
Об этом говорится в статье 11 пункте 3 законопроекта. «При возложении задач парламентского контроля на комиссию парламентского контроля по ее письменному решению членам комиссии и (или) уполномоченным комиссией лицам должен быть оформлен в установленном порядке соответствующий допуск с соблюдением требований законодательства по охране тайны, касающихся их неразглашения», ― гласит документ.
Ранее Гудков пояснял, что норма была введена в проект закона, чтобы лишить чиновников возможности саботировать парламентских контролеров, ссылаясь на засекреченность необходимых документов. Той же логикой, по его словам, разработчики руководствовались, прописывая в документе норму о праве членов комиссии знакомиться с оригиналами документов.
По словам председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, вопрос о том, нужно ли принимать отдельный закон, в котором будут прописаны все контрольные органы парламента, «обсуждается постоянно», поэтому говорить о судьбе законопроекта пока преждевременно. «Этот вопрос будет обсуждаться на комитете. Но если в Госдуму внесен тот вариант, который мне известен, то это очень добротный документ, над которым работали уважаемые эксперты», ― заявил он.
Сам Гудков отмечает, что у законопроекта, скорее всего, найдется много противников. «В первую очередь, это чиновники, желающие сохранить статус-кво бесконтрольного, безнаказанного разворовывания государственного бюджета, это коррупционеры всех мастей. Обсуждение законопроекта станет для общества своеобразным моментом истины в желании власти реально побороть коррупцию и заложить основы эффективного и ответственного парламента», ― считает депутат.