В Госдуму внесен законопроект, который устанавливает порядок осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Авторы законопроекта — депутаты из «Единой России» Владимир Васильев, Павел Крашенинников, Владимир Плигин и Сергей Попов — подготовили изменения в УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и законы о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в закон о прокуратуре.
В законопроекте предлагается наделить прокуратуру полномочиями по надзору за соблюдением законов теми, кто будет осуществлять общественный контроль, — общественными объединениями и общественными наблюдательными комиссиями.
В случае со специально созданными комиссиями контролерам не надо будет получать специального разрешения для посещения следственных изоляторов, колоний, тюрем и камер в отделениях ОВД, однако они обязаны уведомлять об этом администрацию учреждений. Только представители этих комиссий могут встречаться с подсудимыми и осужденными, для представителей общественных объединений такое право не прописано.
Члены комиссий при посещении СИЗО смогут общаться с подсудимыми в условиях, когда сотрудник учреждения, присутствие которого обязательно, может видеть и слышать разговор. В случае с осужденными такой разговор может происходить один на один.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях предполагают санкции за нарушения порядка общественного контроля обеими сторонами.
За воспрепятствование общественному контролю на сотрудников учреждения принудительного содержания может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 руб. За нарушение актов по исполнению наказаний и невыполнений законных требований администрации места принудительного содержания полагается штраф в таком же объеме.
Поправки готовились для реализации закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который был принят в июне 2008 года. Этот закон начал разрабатываться в 1995 году, первое чтение состоялось в 2003 году, и только спустя 5 лет после этого депутаты вернулись к рассмотрению документа. Наиболее существенные поправки касались того, что если ранее члены общественных наблюдательных комиссий согласовывались с уполномоченным по правам человека, то теперь это делает Общественная палата, которая формально начала работать только в 2006 году.
По мнению председателя межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова, такого рода детализация была необходима, поскольку фактически закон создал новый институт контроля. «Наблюдательные комиссии начали создаваться еще в 2008 году и весь 2009 года работали без какой-либо детализации их прав», — пояснил он «Газете.Ru». Их возможности зависели только от настроя администраций мест лишения свободы.
Юрист считает, что не очень строгие санкции связаны с тем, что они «не призваны наказывать, а призваны формировать контуры деятельности этих комиссии, чтобы они вели себя в рамках закона». Это же касается и сотрудников учреждений. Чиков считает, что эти поправки, как и ряд других нововведений, связанных с общественным контролем и изменением работы правоохранительных и силовых ведомств, говорят о том, что «институт общественного контроля уже состоялся».