Во вторник в прессу просочились итоги работы комиссии, которая искала причины неудачного пуска баллистической ракеты «Булава» 9 декабря прошлого года.
Сначала РИА «Новости» со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе (ВПК) сообщило о конструкторской ошибке. Такая причина называется представителями оборонной промышленности впервые.
Комиссия установила, что причиной последнего неудачного пуска «Булавы» явилась конструкторская ошибка в одном из агрегатов, отвечающих за отделение третьей ступени ракеты, сообщил источник.
О сбое в работе третьей ступени, чего раньше в богатой истории неудачных пусков «Булавы» (из 12 пусков без проблем прошли только 5) не случалось, еще в декабре сообщало само Минобороны. Предыдущие неудачные пуски объясняли нештатным отделением первой ступени из-за бракованного пиропатрона и дефекта в рулевом агрегате первой ступени ракеты.
Теперь же представитель ВПК даже не исключил, что в ближайшее время в отношении дальнейших испытаний «Булавы» могут быть приняты «жесткие и определяющие решения».
После предыдущего неудачного пуска «Булавы», который состоялся 15 июля 2009 года, гендиректор разрабатывавшего ракету Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов написал заявление об уходе с должности. Правда, он остался генеральным конструктором ракеты.
Однако уже во вторник другой источник в ВПК в интервью «Интерфаксу» дезавуировал заявление своего анонимного коллеги. По его словам, причина аварийного пуска устранима, так как носит не конструкторский, а производственный характер.
Причиной аварии ракеты «Булава» стал сбой в работе твердотопливного двигателя третьей ступени. Не исключено, что произошел прогар в стенке двигателя, что привело к изменению траектории полета ракеты и ее самоликвидации, сообщил источник.
Как бы то ни было, в середине года будут проведены новые испытательные пуски «Булавы». По мнению экспертов, у Минобороны все равно нет выбора, так как в «Булаву» уже вложено слишком много средств. Кроме того, именно под «Булаву» создаются атомные подлодки класса «Борей», и переоборудовать под них ракету «Синева», о чем говорят некоторые эксперты, будет также очень затратно. Эксперт по ракетостроению Андрей Ионин, который, по его словам, не раз был членом подобных комиссий, считает, что «почти никогда невозможно точно установить причину аварии и через несколько месяцев может выясниться что-то совсем новое».
«Что конструктор чего-то не предусмотрел — это общие слова. Проблема «Булавы» значительно глубже: Россия разучилась делать крупные конструкторские проекты, будь то ГЛОНАСС, «Сухой Суперджет» или истребитель пятого поколения», — сказал Ионин «Газете.Ru».
С ним согласен и старший научный сотрудник центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев. «Дело не в конкретной ошибке, а в том, что сильно нарушена кооперация предприятий, а в конструкции «Булавы» их было задействовано около 500. А также в том, что часть предприятий уже перепрофилировали свою деятельность. Есть принципиальные проблемы качества продукции ВПК, которые ярко проявились в «Булаве», — сказал Евсеев «Газете.Ru». Впрочем, Евсеев полагает, что возможным выходом из ситуации является параллельное создание более простой ракеты.