В среду в Кремле состоялось совместное заседание Госсовета и совета по развитию информационного общества, посвященное направлению «электронное правительство». Президент Дмитрий Медведев констатировал, что уровень информатизации, а также предоставления государственных услуг в электронном виде пока крайне не высок.
«Количество видов услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, переваливает за полторы тысячи, но люди по-прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться в органы власти по одному и тому же вопросу, а зачастую и с отсутствием всякой информации о процедуре получения услуг», — посетовал Медведев. Он напомнил, что в декабре заработал единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), но «на данном этапе он пока функционирует просто как единый государственный справочник, что неплохо, но мало». «Оказание услуги в электронном виде там в настоящий момент отсутствует», — констатировал президент.
По словам Медведева, на данный момент даже нормативная база не полностью готова к переходу на оказание услуг в электронном виде – это одна из ключевых задач по развитию информационного общества на 2010–2011 годы. Также необходимо установить единые подходы к переходу на оказание услуг в электронном виде, преодолеть «цифровое неравенство» регионов и повысить компьютерную грамотность государственных и муниципальных служащих.
На федеральном уровне до сих пор не завершена подготовка и не утвержден единый проект инфраструктуры электронного правительства. «На данный момент всего лишь три ведомства начали осуществлять обмен электронными образцами документов: Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи. Это мало. Надо быстрее все это делать», — попросил Медведев.
Регионы должны также разработать собственные планы развития информационного общества и построения электронного правительства, а также определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде.
Вице-премьер Сергей Собянин, который год назад вызвался курировать работу в этой сфере всех органов власти, заметил, что важно «обеспечить внедрение первоочередных региональных и муниципальных услуг, утвержденных правительством России». Кроме того, наряду с федеральным порталом оказания госуслуг должны действовать и аналогичные региональные порталы. При этом «федеральный и региональный порталы должны быть системно объединены», уточнил он.
Участники отмечали, что каждый регион идет по своему пути. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов рассказал журналистам, что у него в регионе сначала было создано ядро того, как будут перемещаться документы, а потом уже стала разрабатываться общая оболочка.
Сейчас в регионе внутренний документооборот существует только в электронном виде.
Губернатор Кировской области Никита Белых считает, что стоит определиться, из чего должны исходить регионы в формировании электронного документооборота. По его мнению, на федеральном уровне могут быть установлены общие стандарты, а можно взять на вооружение систему, которая, например, была разработана в Татарии.
В любом случае региональным властям придется более серьезно отнестись к требованиям развивать «электронное правительство». Собянин, признав, что для предоставления услуг в электронном виде необходимо реформировать многие системы в социальной сфере, добавил, что рвение есть далеко не во всех субъектах. «Дело не в деньгах, дело в желании и в организации работы», — заявил он. Медведев поддержал мысль вице-премьера, заметив, что «там, где региональная власть с интересом занимается этой темой, там изменения есть». «А там, где региональная власть считает, что это какие-то елочные украшения, и так жизнь трудная, но еще какое-то «электронное правительство» придумали, – там движения не будет», — уверен президент.
«Хотел бы, обращаясь ко всем здесь коллегам, сказать: тот, кто не будет заниматься этой темой, тот просто показывает, что он не годен к работе в современных условиях», — обрисовал свое видение Медведев.
Президент заметил, что, «может быть, это достаточно жесткая констатация, но это, к сожалению, правда, потому что весь мир сегодня двигается именно в эту сторону». «Мы отстали, и нам нужно быстро восполнить это отставание, иначе мы окажемся абсолютно не конкурентоспособны», — заключил он.
В одном из поручений президента, принятом по итогам совещания, есть поручение Министерству регионального развития проработать вопрос о введении нового критерия оценки эффективности работы губернаторов, подтвердили «Газете.Ru» в ведомстве. На данный момент критерия по информатизации в регионах нет, отметил представитель Минрегиона, но вскоре правительство примет соответствующий нормативно-правовой документ.
На данный момент существует уже более 300 критериев оценки эффективности деятельности глав регионов. Мэр Москвы Юрий Лужков в своем выступлении сообщил, что критерий оценки работы глав регионов в области развития информационного общества должен стать основным. «Эту цель надо поставить на первое место», — заявил он. Он добавил, что на данный момент из близких показателей оценивается только уровень телефонизации. «Я услышал металл в голосе президента, который сказал, что если не будут ничего делать в этой области, уйдут с должностей», — поделился впечатлениями после совещания глава Института современного развития Игорь Юргенс. В беседе с «Газетой.Ru» он не исключил, что на этот показатель действительно могут иметь в виду и он может повлиять на увольнение тех или иных чиновников.