В проекте новой военной доктрины, которую президент должен утвердить до конца года, предложено ввести ограничения на закупки вооружений у иностранных производителей. «Выделение средств федерального бюджета на приобретение современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также комплектующих элементов для них у иностранных производителей осуществляется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год по предложению правительства Российской Федерации и на основании его заключения о невозможности приобретения аналогичных образцов и комплектующих у отечественных производителей», — сказано в документе.
Этот вопрос при обсуждении проекта доктрины поднимался, подтвердил председатель комитета Совета федерации по обороне Виктор Озеров. Войдет ли норма в окончательный вариант документа, решать президенту, добавил он.
По словам сенатора, сейчас документально закрепленных ограничений на закупки иностранного оружия и комплектующих нет. В правительстве вопрос не обсуждался, сказал пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
Россия должна уходить от импорта вооружений и комплектующих, поскольку это укрепляет национальную безопасность, сказал Озеров. Как полагает сенатор, закупки военной техники и оружия за границей – это зависимость от других государств, а военно-политическая обстановка может быстро меняться.
Перевооружение армии и флота важнее, чем поддержка отечественных производителей вооружений, такого же мнения придерживается Генштаб, сказал первый зампред думского комитета по обороне Юрий Савенко. По его мнению, для армии нужно приобретать самое лучшее: «Люди с этим идут воевать».
«Попривыкали сидеть на госзакупках, пусть работают качественнее», — отозвался депутат об отечественном обороно-промышленном комплексе.
По словам Савенко, ограничение может быть губительно для военного кораблестроения, потому что поставщики многих комплектующих – Украина и Белоруссия.
Военная техника импортируется в Россию в исключительных случаях, сказал военный эксперт Владимир Евсеев из ИМЭМО РАН. В этом году Минобороны купило партию из 12 израильских беспилотников за $53 млн, сейчас решается вопрос о приобретении французского десантного вертолетоносца Mistral. По мнению Евсеева, если ограничение и будет введено, то его можно будет обойти. Например, в своем заключении правительство может дать точные характеристики необходимого вооружения — и окажется, что точных аналогов в России не производится. Многое будет зависеть от того, какое именно ведомство будет готовить заключение, полагает эксперт.