Российская авиация вопреки предыдущим обещаниям не получит до конца этого года для тестирования новейшую разработку ОКБ «Сухой» — истребитель пятого поколения. Во вторник вице-премьер Сергей Иванов признал, что начало испытаний будет отложено на будущий год. «Испытания начнутся в 2010 году», — передает его слова РИА «Новости».
Иванов возглавляет совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации и знает, о чем говорит, сказал «Газете.Ru» представитель ОАК. Сроки переноса технологические, не финансовые, полагает он.
Истребитель еще не получил собственного названия. Он известен как Т-50 и И-21, будучи по принятой классификации «перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА)».
В августе главком ВВС Александр Зелин на авиасалоне МАКС обещал: «В ноябре мы должны полететь, в крайнем случае — в декабре, но в любом случае в этом году мы поднимем машину». По его словам, к испытаниям были готовы уже три истребителя.
Но уже в ноябре появилась неопределенность. Тот же Зелин признал, что график испытаний на Дальнем Востоке сдвигается, тогда на месяц. «Не хочу пока ничего загадывать. Раньше я называл ноябрь, теперь декабрь, — сказал главком журналистам. — Я в декабре собираюсь съездить в Комсомольск-на-Амуре (там находится предприятие «Сухого» — «Газета.Ru»), после поездки можно будет говорить об этом событии более конкретно».
Уже тогда эксперты говорили, что опытный образец может быть готов лишь для демонстрационной выкатки. По словам руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, летающих образцов ПАК ФА пока нет.
«Готовы только двигатель и крыло», — считает эксперт.
Требования к истребителю были самые высокие. Как указывал Зелин в своем августовском выступлении «Состояние и перспективы развития ВВС», это «сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокая боевая эффективность и безопасность полетов».
Главной целью разработки должно было стать превосходство ПАК ФА над его американским аналогом F-35 (первый тренировочный полет совершил в 2006 г.). Ранее российский истребитель соревновался и с F-22 Raptor, единственным серийным истребителем пятого поколения. Но потом Пентагон, придя к выводу, что затраты на закупку подобных самолетов не оправдывают себя, от программы F-22 отказался.
Отечественный истребитель пятого поколения разрабатывается с 1990-х годов, но до середины 2000-х этот проект финансировался по остаточному принципу. В последние пять лет, указал «Газете.Ru» Цыганок, ситуация улучшилась, но военное авиастроение перешло на «экспортные рельсы». «Все наши разработки, являющиеся так или иначе только модернизациями советских МиГ-24, отправляются в Индию и Китай, и туда же — новейшие вертолеты. Перевооружение же российской авиации затягивается на годы», — считает он.
Первую попытку создать истребитель пятого поколения ОКБ «Сухой» предпринимало еще в 1997 году, однако из-за недостатка финансирования проект Су-47 — истребителя с обратной стреловидностью крыла — был свернут. На новой разработке ОКБ в конце концов появился двигатель АЛ-41Ф-1, спроектированный для прототипа еще одного истребителя пятого поколения — МиГ-1.44, разрабатывавшегося с позднесоветских времен и взлетевшего в 2000 году, но так в серию и не сданного.
При благоприятных условиях датой начала поступления ПАК ФА в российские войска назывался 2015 год. Во всяком случае, об этом говорил замминистра обороны Владимир Поповкин. Цыганок считает эти сроки «нереальными».