Правительство Японии на заседании в пятницу окончательно определилась с тем, как называть Южно-Курильскую гряду.
Согласно принятому документу, острова официально стали территориями, незаконно занятыми Российской Федерацией.
Кабинет Юкио Хатоямы таким образом отреагировал на депутатский запрос, в котором содержалась просьба прокомментировать недавние высказывания министра транспорта Японии Сэйджи Маэхары, по совместительству занимающего пост ответственного министра по делам Окинавы и Северных территорий. Во вторник Маэхара назвал присоединение в 1945 году к СССР островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи «незаконным захватом». В июне парламент Японии уже признавал за грядой статус «исконных японских территорий».
Не все в парламенте согласны с такой резкой формулировкой, и поэтому Правительство Японии на заседании в пятницу окончательно определилась с тем, как называть Южно-Курильскую гряду.
Согласно принятому документу, острова официально стали территориями, незаконно занятыми Российской Федерацией.
Кабинет Юкио Хатоямы таким образом отреагировал на депутатский запрос, в котором содержалась просьба прокомментировать недавние высказывания министра транспорта Японии Сэйджи Маэхара, по совместительству занимающего пост ответственного министра по делам Окинавы и Северных территорий. Во вторник Маэхара назвал присоединение в 1945 году к СССР островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи «незаконным захватом». В июне парламент Японии уже признавал за грядой статус «исконных японских территорий».
Не все в парламенте согласны с такой резкой формулировкой и поэтому глава комитета по международным делам Мунэо Судзуки попросил от правительства официальных разъяснений.
После того как в Москве узнали о заявлениях Маэхары, МИД распространил заявление, в котором заметил, что подобные высказывания наносят ущерб двусторонним отношениям.
На следующий день появились сообщения о том, что Хатояма выступил с инициативой провести переговоры по территориальному вопросу с президентом России Дмитрием Медведевым.
Хатояма хочет вернуть все четыре острова, а не два. Об этом он заявил и Медведеву в ходе встречи на полях саммита АТЭС в Сингапуре.
«Идея возвращения двух остров не понятна ни японскому народу, ни японскому правительству. Я хотел бы, чтобы вы продемонстрировали нестандартный подход, который бы выходил за рамки этой идеи», — заявил японский премьер.
Таким образом, позиция правительства, сформированного Демократической партией Японии и ее союзниками, прояснилась окончательно. В ходе предвыборной кампании от Хатоямы не слышали внятных предложений по решению территориального спора.
Токио предлагает отказаться от того, чтобы брать за основу переговоров Советско-японскую декларацию 1956 года или Иркутскую декларацию 2001 года, подписанную тогдашним президентом России Владимиром Путиным и японским премьером Иосиро Мори. Согласно этим документам, после заключения мирного договора (Япония и Россия, как правопреемница СССР, официально находятся в состоянии войны уже более 60 лет) Токио передавался бы суверенитет над Шикотаном и островной группой Хабомаи.
Японский премьер пояснял, общаясь в среду с журналистами, что верит, что российское руководство «могли бы обсудить и такой вариант, и тогда при решении (территориальной) проблемы был бы совершен рывок». В то же время согласия Москвы он не ждет.
Как рассказал сторонникам возвращения островов беседовавший с премьером губернатор Хоккайдо Харуми Такахаши, желаемым местом встречи назывались именно острова Южно-Курильской гряды. Однако в вероятность такого саммита не верят даже в японском правительстве. Официальный представитель МИДа Кадзуо Кодама заметил, что это будет связано с рядом сложностей, в том числе российских ограничений на посещение островов для японских подданных.