В понедельник спикер Госдумы Борис Грызлов неожиданно заявил о полном пересмотре позиции своей партии к законопроекту о повышении транспортного налога. «Решение о транспортном налоге требует пересмотра. Необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, уменьшив ее в два раза и оставив право ее изменения за регионами», — сказал Грызлов в понедельник после встречи с представителями общественных организаций – сторонниками партии «Единая Россия». В пятницу Госдума голосами единороссов одобрила закон в последнем, третьем чтении, правда, не без проблем. Еще 11 ноября депутаты уже проголосовали за принятие законопроекта во втором и третьем чтениях, а затем внезапно отменили голосование. 13 ноября в пятницу депутаты вновь вернулись к правительственной инициативе. На этот раз против выступили все фракции, кроме «Единой России», единодушно поддержавшей проект.
Грызлов не объяснил, под давлением каких обстоятельств его мнение изменилось на 180 градусов всего за два дня.
Спикер нижней палаты обратился к Совету федерации с предложением проголосовать за возвращение соответствующего закона в Государственную думу для доработки этого документа.
Впрочем, по всей видимости, Грызлов попросту сыграл на опережение. В Совете федерации все последние дни ходили слухи о том, что на документ будет наложено вето. Например, такой поворот событий в конце минувшей недели разговоре с «Газетой.Ru» не исключил бывший начальник ГИБДД России, сенатор Владимир Федоров. «Такое может случиться, почему нет? Поверьте, СФ не штампует законы», — заявил он. По словам Федорова, в этой теме есть «подводные камни», требующие обсуждения.
Уже через час после заявления Грызлова спикер Совета федерации Сергей Миронов объявил, что верхняя палата намерена отклонить закон об увеличении ставки транспортного налога, хотя обсуждение документа было намечено только на середину недели. Миронов подтвердил, что сенаторы наложат вето, после чего будет создана согласительная комиссия с Госдумой.
Опередив Миронова, Грызлов лишил его возможности стать главным и единственным борцом с «антинародным», как его назвали оппозиционные парламентские фракции, законом. Впрочем, по оценке экспертов, столь радикальный пересмотр точки зрения партии получился неуклюжим.
«Очевидно, единороссы осознали пиаровские последствия, потому что закон крайне непопулярный», — полагает директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко. Но, по мнению политолога, столь резкий пересмотр позиции – очевидная политическая ошибка и потеря лица.
«Нельзя демонстрировать такую непоследовательность: если уж сначала принимали при протесте остальных фракций во всех трех чтениях, то надо было идти до конца. Или не принимать вообще. Все-таки это не закон о монетизации льгот. В таких действиях нет политической логики, что вряд ли хорошо отразится на имидже партии, тем более накануне съезда», — считает Минченко.
Замруководителя фракции ЕР в Госдуме Валерий Рязанский уверен, что никакой потери лица нет.
«Особого желания поддерживать закон не было, хорошего в нем мало», — рассказал единоросс «Газете.Ru». «Нам объясняли, что средства нужны регионам для восстановления дорог», — оправдался единоросс.
В том, что думское большинство отменяет собственное голосование, Рязанский не видит ничего необычного: «Видимо, работа Бориса Вячеславовича с Минфином завершена, достигнуты определенные договоренности. Найдены другие способы привлечения дополнительных средств в региональные бюджеты. После первого чтения закона, очевидно, таких способов найдено не было», - полагает депутат.
В Министерстве финансов, которое инициировало данный законопроект, в свою очередь, решили не комментировать происходящее в парламенте. «Мы в курсе данного заявления Грызлова, мы его не комментируем», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь министра финансов Андрей Сайко. По сведениям «Газеты.Ru», решение руководства «Единой России» о пересмотре позиции по транспортному налогу не стало неожиданностью для Министерства финансов и было согласовано с правительством. В свою очередь, источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Госдумы, рассказал, что весь понедельник депутаты и сенаторы ждали заявления президента Дмитрия Медведева о его отношении к повышению налога, но этого к вечеру так и не случилось.