Избиркомы Москвы, Марий Эл и Тульской области, где в воскресенье прошли выборы в местные законодательные собрания, завершают подсчет голосов избирателей. В Москве проходной барьер преодолели только «Единая Россия» и КПРФ, причем ЕР забрала 90% мандатов или 32 места, а коммунисты получили только 3 мандата. В Марий Эл и Тульской области планку в 7% голосов взяли по три партии: в обоих регионах будут представлены ЕР и КПРФ, в Марий Эл компанию им составят либерал-демократы, в Туле – «эсэры».
«Единая Россия» повсюду получила парламентское большинство: в Марий Эл у нее 64,4%, в Туле — 55,4%. Коммунисты набрали 19,23% в Марий Эл и 18,33% в Туле. ЛДПР едва перешагнула барьер в Марий Эл – 7,3% голосов, «Справедливая Россия» уверенно закрепилась на третьем месте в Туле – 13,99%.
«Единая Россия» умудрилась выиграть даже те единственные выборы, которые она проиграла: в Ржеве Тверской области в ходе голосования на выборах в местную думу она уступила 1% коммунистам, набрав 34,8% голосов (у коммунистов – 35,9%). Однако за счет одномандатных округов единороссы все равно получат 13 мест в парламенте, а коммунисты – только 5.
Первый номер списка в Москве, мэр столицы Лужков, в депутаты не пойдет. «Я больше хозяйственник, чем политик», — заявил он журналистам. Такое же решение приняла и второй номер списка — первый заммэра Швецова: «Склад моего мышления и характер действий сформировались в органах исполнительной власти. Я люблю конкретную работу с людьми», — пояснила чиновница. Спикером Мосгордумы, по-видимому, останется Владимир Платонов, сказал источник «Интерфакса» в МГД.
Пока единороссы принимали поздравления от президента Дмитрия Медведева, руководители менее удачливых партий заявляли о массовых нарушениях, допущенных на выборах во всех регионах, и обещали обратиться в суды. Особенное беспокойство у оппозиционных организаций вызвали выборы в Москве: «До этого таким результатом отличались только самые недемократичные субъекты РФ. За последние два года такой результат был только в Татарстане и Кемеровской области», — отметил в частности лидер фракции СР в Госдуме и лидер партийного списка на выборах в Мосгордуму Николай Левичев. Он же привел наиболее показательный пример, заметив, что в округах, оснащенных КОИБами результат СР был «на 10% лучше, чем в тех округах, где подсчет велся вручную». «Увы, нам оказалось не по зубам бороться с административным ресурсом, которым были обеспечены московские выборы», — признал Левичев.
Коммунисты намерены продолжить кампанию в судах: «сражаться за каждый голос и судиться по каждому факту» в понедельник пообещал лидер партии Геннадий Зюганов. Правда лидер КПРФ оговорился, что особых надежд на суды не возлагает. «Такого вандализма и варварства не было даже во времена Ельцина. Такое ощущение, что партия власти сошла с катушек и решила любой ценой выдавить тот результат, который был ей поручен», — цитирует Зюганова Regnum.
Оспорит результаты выборов в Мосгордуму и «Яблоко», которое по предварительным результатам набрало менее 6% и в следующий состав столичного парламента не прошло. По словам зампреда партии Сергея Иваненко, опросы общественного мнения на выходе из избирательных участков показали, что «Яблоко» получило больше 13% голосов. «Подсчет результатов был самым беспрецедентным за всю новейшую историю России. Власть сделала все, чтобы сохранить господствующее положение. Мы это проходили в Советском Союзе, когда КПСС постоянно демонстрировала 99 процентов поддержки, и мы хорошо помним, чем это закончилось», — напомнил Иваненко.
Экспертам «Газеты.Ru» не кажется странным, что ЕР продолжает показывать наилучшие результаты на фоне экономического кризиса. Политолог Дмитрий Орешкин считает, что в условиях низкой явки реальных избирателей все большее значение приобретают «управляемый» и «виртуальный» электорат: военные, сотрудники военизированных производств, пациенты госпиталей и т. д., а также различного рода приписки. «Управляемый избиратель при стопроцентной явке почти стопроцентно голосует за «Единую Россию», а реальному избирателю не предложено никаких альтернатив – он ведь понимает, что КПРФ, ЛДПР, СР, «Яблоко» — это никакая не альтернатива, и все реже ходит на выборы», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Политолог Евгений Минченко считает, что стабильно высокие показатели ЕР обеспечиваются, с одной стороны, «высокой пиар-активностью правительства РФ, хорошо отрабатывающего если не управленческую, то по крайней мере психотерапевтическую составляющую» в период кризиса, а с другой стороны, «импотентностью оппозиции». «Высок кредит доверия у правящего тандема», — отметил эксперт. «С другой стороны, там, где оппозиция смогла предложить собственную местную повестку дня, как в Ржеве, она смогла на равных бороться с «Единой Россией».
«Яблоко»-бедняга оказалось жертвой шпагата между реальным и виртуальным электоратом. Они пошли на сделку с административным аппаратом и правильно сделали, потому что несистемные партии из политической жизни выдавливают на обочину. Но за это с них потребовали уж больно мерзких услуг – в частности снятия с выборов (Галины) Хованской. А затем кинули, потому что логика нашего админресурса такова, что с тобой будут считаться, только если ты сильный. В результате «Яблоко» оторвалось от своего традиционного реального избирателя, а поддержки виртуального и управляемого не приобрело», — пояснил Орешкин проигрыш либералов в Москве. «Теперь «Яблоко» будет еще худшим неудачником, чем «Правое дело» или «Солидарность», которые предпочли погибнуть, но сохранить лицо», — считает Орешкин. Эксперт не исключил, что «Яблоко» ожидает раскол и «кадровые перестановки»: возможно, к руководству партией вновь вернется Григорий Явлинский.
«На протяжении всей кампании они («Яблоко»— «Газета.Ru») не могли разобраться, умные они или красивые», — считает Минченко. Власть начала кампанию массовыми снятиями с выборов оппозиции и тем самым предложила оппозиционным партиям предмет для торга. На эту удочку – «сидеть на попе ровно и не критиковать (мэра Москвы Юрия) Лужкова», по мнению Минченко, попалось не только «Яблоко», но и все остальные партии, участвовавшие в столичных выборах. «Никто не посмел критиковать Лужкова, а надо было посметь», — считает политолог. «Яблоко», по его мнению, пострадало за «закулисные договоренности». «Надо было заниматься публичной политикой, если уж считаешь себя публичным политиком», — считает эксперт. По его мнению, будущего у «Яблока» после такого поражения нет.