— Сергей Сергеевич, как Вы оцениваете итоги московских выборов?
— Главным политическим итогом я считаю то, что власть окончательно парализовала общество. Ей удалось добиться того, что 70–80% избирателей не ходит на выборы, и это дает власти возможность делать все что угодно. В этот раз (на выборах) никто ничего уже не стеснялся. Владимир Платонов (спикер прежней МГД) сказал, что те, кто не приходит на выборы, доверяют власти и без этого. То есть власть еще и издевается над обществом. Это реалия, в которой и мы – партия «Яблоко» — существуем.
У власти были добровольные помощники – люди, которые призывали к бойкоту выборов. Они вместе привели к такому результату. И это главный политический итог.
Что касается «Яблока», показатель, который нам нарисовали, второстепенен, так как издеваются не только над нами, а над всеми. Для нас этот показатель не стал сюрпризом. Я давно говорю, что после 2007 года выборов в России нет. А есть фальсификация голосований. И в этом трагедия современной России.
— Как Вы считаете, были ли Вами допущены ошибки в ходе избирательной кампании? Не жалеете ли о моральной поддержке, которую «Яблоко» оказало мэру Москвы Юрию Лужкову?
— Я не считаю, что были какие-то ошибки. Поддержки Лужкова тоже не было, мы просто отказались участвовать в его травле под дудку Кремля. Лаять в своре собак, которых спустили на подраненное животное, я не считаю допустимым. За то что мы выступили против «партий-симулякров», которые пытаются подменить собой реальную оппозицию, с нами персонально боролся Кремль: вспомните эпизод с восстановлением на выборах (кандидата от партии «Справедливая Россия» Галины) Хованской по звонку из Кремля. Мы сохранились как оппозиционная партия. А то, что произошло на выборах, это поражение не на выборах — это поражению в бою без правил с соперниками, которые в несколько раз тяжелее тебя.
— Намерены ли Вы ставить вопрос о своей отставке с поста лидера партии по итогам выборов в Мосгордуму?
— Нет, не собираюсь. Ничего нового ведь не произошло. Итоги выборов будут обсуждаться на бюро партии, которое состоится в течение октября. Если кто-то захочет меня сменить – пожалуйста: у нас демократическая партия.
— Вы больше не депутат Мосгордумы. Что дальше?
— С одной стороны, хорошенько отдохну от бесконечных тасканий по (незаконным) стройкам, потому что без мандата туда особенно не походишь – милиция сразу заберет. Но помощь гражданам продолжится, в соответствии с возможностями. С другой стороны, сосредоточусь на работе в партии. Будем готовиться к фальсификациям 2011 года.
— Есть ли смысл работать, если реальность такова, как вы ее описали?
— Есть смысл сохранить партию. Если ее распустить, то в России прекратит существовать тот политический вектор европейского развития, без которого у России нет будущего. В этом смысле я отвечаю за партию не только перед членами и соратниками, но в первую очередь перед страной. А наши власти — вместе с частью «оппозиции» — ведут ее к катастрофе.