В пятницу в Белоруссии открылась осенняя сессия парламента страны.
Депутаты планируют обсудить более 30 документов, но волнующего Москву вопроса о признании Минском независимости Южной Осетии и Абхазии в повестке дня нет.
Белорусский президент Александр Лукашенко в середине сентября пообещал, что парламент рассмотрит этот вопрос на сессии в октябре. В России ждут от Минска этого дружественного шага еще с августа прошлого года, когда Цхинвали и Сухуми признали в Москве (позже это сделали еще Никарагуа и Венесуэла).
Спикер палаты представителей Владимир Андрейченко не исключил, что вопрос о признании независимости может быть внесен на рассмотрение депутатами прямо в ходе сессии. Однако перед этим, считает Андрейченко, нужно «детально проработать все факты и серьезно проанализировать ситуацию в комплексе». Примерно такие же слова Андрейченко говорил и в предыдущую весеннюю сессию, в итоге вопрос просто не рассмотрели.
Уже понятно, что быстрым анализ не будет. Спикер не исключил, что «в ближайшее время будут сформированы депутатские группы, которые направятся в Южную Осетию и Абхазию для изучения объективной ситуации».
Кроме этого палата представителей хочет изучить мнение общества и рассмотреть «документы, которые приняли по этой теме в ЕС и Совете Европы». Очевидно, что парламент способен придумать еще множество оправданий для очередной задержки в рассмотрении вопроса о признании.
По словам главы комиссии по делам СНГ Сергея Маскевича, у депутатов нет сформировавшегося подхода, как реагировать на «нетрадиционный» вопрос признания двух республик. Депутатский подход формирует Лукашенко, который в пятницу общался с российскими журналистами из региональных СМИ. Он объяснил, почему Минск так долго тянет.
«По большому счету, мы давно должны были признать Абхазию и Южною Осетию, тем самым поддержав нашего союзника. К сожалению, сам союзник виноват в том, что мы до сих пор не решили этот вопрос», — сказал Лукашенко.
По словам Лукашенко, «кому-то в России очень хотелось нас наклонить побыстрее или, может быть, вообще не хотелось, чтобы мы признавали эти республики». В результате «центральные СМИ, явно подконтрольные государственным чиновникам, стали просто травить [Белоруссию], что не признает, потому что 500 млн долларов не дали. Напомним, что Москва еще в ноябре 2008 года выделила Минску кредит в $2 млрд, из которых $1,5 млрд было ей уже перечислено.
<1>«Я недавно сказал одному и второму (Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину — «Газета.Ru»): «Ребята, вы сами создали такую ситуацию, поэтому терпите». Это очень больной вопрос, но, думаю, разберемся», — заключил Лукашенко.
С другим больным вопросом Минску и Москве разобраться удалось. По словам Лукашенко, Минск подписал договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР).
«Мы всегда были за объединительные процессы, за интеграцию. А ОДКБ — это тесная интеграция в военной сфере, в военно-техническом сотрудничестве. Нам это выгодно. Мы были в этом крайне заинтересованы», — отметил Лукашенко.
Белоруссия демонстративно проигнорировала саммит ОДКБ в Москве 14 июня, на котором соглашение о КСОР подписали остальные участники организации, и подписывать его не торопилась. Несговорчивость Лукашенко объяснялась разгаром «молочной войны» с Россией, которую Москва якобы начала в ответ на заявления Лукашенко о том, что белорусы должны въезжать в Абхазию и Южную Осетию только через территорию Грузии.