В пятницу состоялось первое заседание комиссии при президенте по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России.
Начать борьбу с фальсификациями комиссия решила с собственной страны. Ее члены объявили, что надо сосредоточиться на качестве учебников по истории и повышать квалификацию преподавателей по этому предмету.
Глава администрации президента Сергей Нарышкин, который руководит работой комиссии, отметил, что за последние годы в школы поступило несколько сот учебников и многие из них очень сомнительного качества — с фактическими ошибками и принижением роли страны во Второй мировой войне. «Часто учителя истории не в состоянии дать современные трактовки исторических процессов, освободив их от налета лжи и предвзятости», — констатировал он.
Как объяснил «Газете.Ru» член комиссии, депутат Госдумы Константин Затулин, «надо организовать поддержку исторического знания, сотрудничать с историками разных стран, спонсировать исторические публикации, планировать совместные издания». «Какого черта наши телеканалы ретранслируют бездарные блокбастеры, где американцы борются с советскими гражданами?» — удивился Затулин, правда, не пояснив связь блокбастеров с учителями в школах.
В качестве примера фальсификаций истории внутри страны Затулин назвал ситуацию, когда «в национальной республике подводят к выводу, что борьба с сегодняшней Россией является священным долгом и единственно верным выводом из собственной истории». Кроме того, по мнению Затулина, фальсифицируют сталинское время как демократы, так и консерваторы. Для этого член комиссии предлагает отправить учителей на курсы повышения квалификации и разработать специальные методички.
Затулин уверен, что в тяжелых случаях нужно применять серьезные репрессивные меры вплоть до ареста.
«О конкретном противодействии фальсификациям мы будем говорить на следующем заседании. Возможны жесткие уголовные меры — закрытие изданий и структур, которые спонсируют фальсификаторов. При наличии рецидивов возможны уголовные сроки», — сказал Затулин.
Есть у комиссии и средство против зарубежных фальсификаторов. Затулин предлагает действовать по примеру США. «Если какая-то компания будет помогать Украине объявить Бандеру национальным героем, то Россия запретит сотрудничать с этой компанией. Так США делает с нашими компаниями, помогающим иранской мирной ядерной программе», — сказал Затулин. Другой вариант, предложенный депутатом, это отказ в визах.
Замглавы Минобрнауки РФ Исаак Калина, выступая на совещании, заявил, что задачей его ведомства является научить школьников спокойно относиться к «историческим сенсациям» и объективно взвешивать исторические факты. Он напомнил, что с 2005 года была обновлена экспертиза школьных учебников, с тех пор было представлено 144 пособия, и 36 из них получили отрицательное заключение. При этом огромное количество учебной литературы не проходило экспертизу в академии наук и академии образования.
В качестве меры борьбы с перевиранием фактов в учебных пособиях Минобразования планирует начать проект «Толерантная история», в рамках которого профессиональные историки и ученые, педагоги из бывшего СССР могли бы обсуждать проблемы нетолерантого сознания вследствие фальсификации истории. В свою очередь, Институт всеобщей истории РАН подготовил проект «РАН в школе», в рамках которого разрабатываются пособия для учителей истории. Об этом рассказал директор института Александр Чубарьян, также участвующий в заседании.
По мнению гендиректора Центра по изучению СНГ при МГУ Алексея Власова, установить контроль над учебной литературой и работать с профильными преподавателями не сложно. На заседании комиссии обсуждался вариант издания совместных учебников истории, например, российско-германского. По мнению Власова, вопрос издания международных учебников пока преждевременный. «На мой взгляд, издание совместных исследований — это еще возможно, а вот создание общих учебников — вряд ли, поскольку нет единообразия в трактовке истории», — заключил он.