Медведев отправится с рабочим визитом в Туркмению в середине сентября. Об этом сообщил журналистам помощник президента Сергей Приходько. По его словам, визит будет приурочен к финишу внедорожного ралли «Шелковый путь» серии «Дакар», которое пройдет с 5 по 13 сентября.
Главный претендент на победу в ралли — российская команда «КамАЗ-мастер». В конце января Медведев принял спортсменов прямо на Ивановской площади Кремля, куда они загнали свои грузовики. Тогда президент забрался в кабину одной из машин и поддержал планы участвовать в ралли Казань — Ашхабад.
По словам источника в Кремле, главным на российско-туркменских переговорах будет газовый вопрос.
Сотрудник МИДа рассказал «Газете.Ru», что основной темой встречи президентов станет возобновление поставок в Россию туркменского газа.
Они были прекращены после взрыва на газопроводе САЦ-4, который произошел 9 апреля. Недополученный доход Туркмении из-за отсутствия поставок газа в Россию за апрель — июль эксперты оценивают в $2,5–4 млрд. Существуют договоренности о закупках газа у Туркмении, однако они не выполняются, признал дипломатический источник. В кризис потребление газа снизилось, Россия должна в первую очередь продавать свои объемы газа, сказал он. По словам сотрудника МИДа, предварительные договоренности о возобновлении покупки газа у Туркмении были достигнуты на переговорах, которые вели «Газпром» и «Туркменгаз» в июне — июле.
Президенты в сентябре обсудят уже объемы поставок газа и цену, сообщил собеседник «Газеты.Ru».
В «Туркменгазе» существование договоренностей не подтвердили, однако напомнили о партнерах, которые есть у Туркмении помимо России. «Строим новую ветку в Иран, скоро начнем продавать газ Китаю», — сказал сотрудник концерна. Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов от комментариев отказался.
По строительству газопровода «Восток — Запад», подписание соглашения о котором сорвалось во время визита Бердымухаммедова в Москву в марте, согласия достигнуть так и не удалось. Об этом «Газете.Ru» сообщил высокопоставленный источник в МИДе.
Планировалось, что «Восток — Запад» будет питать газом Прикаспийский газопровод, о строительстве которого договорились Казахстан, Туркмения и Россия. Он должен пойти по берегу Каспийского моря через Казахстан в сторону России. Сейчас оба газопровода «в подвешенном состоянии», признал дипломат. «Нам нужны гарантии, что если мы вложим полтора миллиарда долларов в «Восток — Запад», то этот газ пойдет в Прикаспийский газопровод, а не в навязываемый туркменам через Nabucco Транскаспийский. Эту гарантию туркменская сторона дать нам не смогла», — сказал он.
В решении снова покупать газ в Туркмении больше политики, чем экономики, считает гендиректор центра МГУ по политическим процессам в СНГ Алексей Власов: «Для России сейчас стоит задача любой ценой вернуть Туркмению в пространство диалога с Россией. С учетом резкой активизации США и Китая в Центральной Азии России нужны любые точки взаимодействия, в том числе и сомнительные с точки зрения экономических реалий».
«Россия хочет, чтобы Туркмения отказалась от Nabucco. Но я уверен, что Бердымухаммедов этого не сделает», — добавил гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
По его словам, России невыгодно покупать газ в Туркмении, но она готова пойти на серьезные убытки, чтобы остановить европейский проект. «Но этот убыток будет не власти или «Газпрому», а людям, ведь платить будут обычные российские потребители», — полагает эксперт. По его мнению, скупка и перепродажа газа, которой занимается «Газпром», — «тупиковый путь», так как маржа всегда будет стремиться к нулю.