Президент Дмитрий Медведев во вторник в Сочи провел совещание с силовиками — главой МВД Рашидом Нургалиевым, директором ФСБ Александром Бортниковым, секретарем Совбеза Николаем Патрушевым и главой СКП РФ Александром Бастрыкиным.
Медведев потребовал разобраться, что привело к крупному теракту в Назрани в понедельник (погиб 21 человек, более 100 ранено). В частности, Нургалиеву президент приказал доложить, почему в здании РОВД в Назрани не сработало ни одно средство защиты. Не могло ли быть предательства, спросил Медведев.
Президент добавил, что направленный в Ингушетию замглавы МВД Аркадий Еделев будет временно координировать деятельность всех служб и подразделений МВД Ингушетии.
Президент не уточнил, в каком статусе и как долго Еделев будет осуществлять такую координацию.
Еделев в советские годы и до 2004 года служил в органах государственной безопасности СССР и России. С 2004 года он стал замминистра внутренних дел, возглавив одновременно Региональный оперативный штаб по проведению КТО в Чечне. Штаб РОШ находился в Ханкале и пользовался очень неоднозначной репутацией. По словам ингушского правозащитника Магомеда Муцольгова, «многие люди, которые пропадали без вести, были вывезены именно в Ханкалу».
«Это одна из самых больших ошибок, которую мог совершить Кремль», — сказал «Газете.Ru» Муцольгов.
Новые функции Еделева — не единственное вмешательство Кремля в дела Ингушетии после теракта в Назрани. Так, Медведев сменил главу МВД республики Руслана Мейриева на «варяга» Виктора Жирнова.
«Нужно было назначить толкового министра из тех, кто живет в Ингушетии. А федеральный центр еще раз подчеркнул недоверие к правоохранительным органам Ингушетии. Люди говорят, что нам не нужен Жирнов или кто-то еще извне», — сказал Муцольгов «Газете.Ru». Сомневается в том, что новый глава МВД станет членом команды Евкурова, и член правления «Мемориала» Александр Черкасов.
Экспертов волнует и заявление Нургалиева о создании в Ингушетии временных оперативных группы из сотрудников МВД из других регионов страны. О создании специальных опергрупп из сотрудников МВД, «имеющих большой опыт работы на Северном Кавказе», Нургалиев сообщил во вторник утром в Назрани.
«Такие группы МВД не с лучшей стороны проявили себя еще во время чеченской войны. По идее, они должны быть менее коррумпированными, чем местные милиционеры, но для коррупции связи не так нужны, а вот к избирательному насилию они склонны больше. Считать эту меру эффективной было бы странным», — высказывает мнение Черкасов. С ним согласен и Муцольгов, напоминая, что именно Еделев руководил такими группами раньше.
За два месяца, прошедших после покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, ситуация в республике полностью изменилась. Спустя несколько дней Евкуров, который проходил лечение в Москве, вернется к своим обязанностям уже совсем в другой республике.
По мнению Муцольгова, авторитет Евкурова «уже подорван федеральным центром». «У Евкурова забрали единственную силовую структуру, которая ему хоть частично подчинялась, — МВД», — считает ингушский правозащитник.
Черкасов считает, что «команда Евкурова начала рушиться еще до покушения». Ключевым моментом стало то, что совместная спецоперация с чеченским МВД, начавшаяся в мае, быстро переросла в жестокие и в долгосрочной перспективе контрпродуктивные операции на территории Ингушетии. «Евкуров возвращается в Ингушетию, где за два месяца произошел серьезный откат назад, и не только из-за силовиков, но по вине местных чиновников», — добавил Черкасов.
Не исключено, что координировать деятельность МВД в Ингушетии Еделев будет не так долго. Его упорно сватают на место полпреда президента в ЮФО Владимира Устинова. «Еделев много лет руководил действиями федеральных структур в Чечне. После отмены КТО силовики ищут способ, как остаться в регионе», — заключает Черкасов.