Калифорнийское пиар-агентство Saylor Company во главе с бывшим редактором The Los Angeles Times Марком Сейлором будет защищать интересы не признанных международным сообществом Абхазии и Южной Осетии. Контракты с правительствами республик были подписаны еще в середине июня, 22 июля зарегистрированы в министерстве юстиции США и шесть дней спустя в соответствии с законом об иностранном лоббизме от 1938 года опубликованы в открытом доступе.
Контракты с Сухуми и Цхинвали, почти полностью повторяющие друг друга, заключены сроком на год. Saylor Company взяла с обоих правительств в качестве предоплаты невозмещаемые $30 тыс., договорившись, что каждый месяц будет выставлять обеим столицам счет, не превышающий эту сумму.
Дополнительные расходы пиарщики обещают согласовывать с заказчиками заранее. Сотрудники компании, работающие на Сухуми и Цхинвали, будут получать почасовую плату от $165 до $550, причем их выезд на территорию республик будет оплачиваться по тарифу на 50% дороже. «Обязательство клиента платить Saylor Company за время не обуславливается получением каких-либо результатов (работы)», — говорится также в контрактах.
От имени Абхазии документ подписал Кристиан Бжания, официальный представитель президента Сергея Багапша при общении со СМИ. Южноосетинскую сторону на переговорах представлял уполномоченный по правам человека при президенте Эдуарде Кокойты Давид Санакоев.
«Наше государство подписало контракт с Saylor Company для того, чтобы донести до мира правду о нас, — рассказал Reuters Санакоев. — Мы видели, какой резонанс имело информационное обеспечение грузинской агрессии, поэтому первые дни сразу после войны сложилось то мнение в мировом сообществе, которое сложилось. И это мнение неправильное».
Бжания, в свою очередь, заявил, что грузины «явно преуспели в вопросах дезинформации». «Мы преследуем цель поломать сложившиеся на Западе стереотипы, которые появились в результате работы грузинской пропагандистской машины», — заметил он в интервью агентству.
В договоре с Цхинвали Saylor Company обещает напоминать мировой общественности о «жестокой атаке грузинских военных на мирное население Цхинвали» в августе 2008 года и давать отпор «дорогостоящей и агрессивной информационной войне, которая ведется грузинским правительством против Республики Южная Осетия». Пиарщики будут также указывать, что «грузинское руководство продолжает не принимать принцип отказа от насилия» в отношениях с мятежной республикой, и рассказывать о том, как «российские военные спасли гражданское население Южной Осетии от грузинских вооруженных сил» и почему «необходимо их дальнейшее присутствие на южноосетинской территории для защиты от новой атаки со стороны Грузии». Наконец, Saylor Company познакомит иностранцев с «уникальной историей и культурой Южной Осетии».
Если югоосетины сосредоточились на объяснении того, почему на их территории будут построены российские базы, абхазское руководство поставило перед пиарщиками другие задачи. В Сухуми считают нужным подчеркнуть, что независимая Абхазия будет строить демократическое государство, обеспечивая свободные и честные выборы и защищая этнические меньшинства.
Консалтинговая компания должна будет «описать шаги, предпринятые Абхазией для построения своей демократии и обеспечения своей независимости, включая проведение свободных выборов, создание правовой системы и сильной экономики, защиту грузин и других этнических меньшинств».
Заодно сотрудники Saylor Company будут помогать Сухуми «интегрироваться в мировое сообщество через официальные и неофициальные связи с правительствами России и Никарагуа, открывая свои границы для торговли и инвестиций». В то же время пиарщики будут помогать Абхазии поддерживать с Россией тесные связи, поскольку это «защищает Абхазию от военной агрессии со стороны Грузии».
Пиарщики из Saylor Company уже сотрудничали с южноосетинской стороной. В конце прошлого года они даже оказались замешаны в скандале, связанном с именем правозащитницы Лиры Цховребовой, обвиненной грузинскими властями в связях с российскими спецслужбами.
Компания представляла интересы Цховребовой в США. На нее правозащитница вышла через знакомство с российским дирижером Валерием Гергиевым, представившим ее, в свою очередь, режиссеру Андрону Кончаловскому, который и помог Цховребовой нанять Saylor. Глава фирмы Марк Сейлор лично съездил в Цхинвали, а его фирма устроила публичные мероприятия с участием Цховребовой, разместила ее статьи в американских газетах и сделала два англоязычных сайта Truthforossetia.org и Helpossetianow.org. Ассоциация «Женщины Южной Осетии за демократию и права человека» заплатила Saylor Company всего $10 тысяч за 2008 год, что является очень небольшой суммой для услуг в сфере public relations.
Тогда усилия Saylor Company были сведены Тбилиси на нет. Заместитель помощника госсекретаря США по Кавказу Мэттью Брайза отменил встречу с Цховребовой, которую назначили его помощники. «За годы моей работы на Кавказе это уникальный случай, когда правозащитник обращается к дорогой фирме по связям с общественностью. Это тревожный сигнал», – отмечал дипломат мотивы своего решения в интервью AP. Насколько можно судить, свою лоббистскую деятельность в США Цховребова с тех пор свернула, во всяком случае, открытые с ее помощью сайты, убеждавшие жертвовать деньги пострадавшим в ходе войны жителям Южной Осетии, больше не работают.