Российских оружейников вновь постигла неудача. В ходе испытаний не сработала межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Тестовый пуск произвел тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» 15 июля. Испытания, как и до этого, проходили в акватории Белого моря.
Из-за нештатного срабатывания двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась, сообщили день спустя в Минобороны. «Создана комиссия по расследованию причин самоликвидации», — объявили военные. Испытания в среду стали одиннадцатыми для ракетного комплекса этого типа и шестыми неудачными.
В Военно-промышленной комиссии утверждают, что возможной причиной неудачного запуска «Булавы» стал прогар в корпусе ракеты. Это привело к измнению траектории полета и отдаче автоматического приказа на самоликвидацию. Для выяснения всех обстоятельств потребуется несколько месяцев.
В этом году «Булава» испытывалась в первый раз. Программа морских испытаний была на время заморожена из-за постоянных сбоев. Вместо них был проведен ряд наземных стендовых испытаний, однако привести ракеты в надлежащее состояние не удалось и на этот раз.
Ответственные органы ищут причины случившегося. Неожиданная версия - «преступная халатность» изготовителей ракеты. «Булава» могла быть укомплектована бракованной деталью «из-за отсутствия эффективного контроля за качеством со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты».
«В данном случае, учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии», - пояснили РИА «Новости» источники в спецслужбах.
Конкретных имен источники не называют. Но «Интерфаксу» заметили, что из-за очередного провала могут быть приняты организационные меры в отношении руководства программы «Булава».
Директор программ по обычным вооружениям московского ПИР-центра Вадим Козюлин не считает это объяснение состоятельным. «Это терминология советского лексикона, - заметил он в беседе с «Газетой.Ru». - Тогда за подобные провалы сразу же рубили головы и снимали с работы. Может быть, для военной промышленности, живущей в основном еще в советской эпохе, это и будут адекватные меры».
«Становится общеизвестным уровень технической деградации отечественного ВПК, старение кадров, общее устаревание оборудование и технологий. Несколько срывов испытаний подряд заставляют задуматься о совокупности всех этих факторов», - считает военный эксперт.
После самоликвидации в декабре прошлого года десятой «Булавы» Минобороны пообещало провести дополнительные 3—4 испытания ракеты, но потом решило не рисковать.
Предыдущий провал стал знаменательным для Минобороны. До этого вице-премьер, а в прошлом министр обороны Сергей Иванов заверял, что в 2009 году предстоит провести единственный запуск ракеты, после чего начать производство серийных образцов. На это же время был намечен и завершающий этап испытаний. Тогда же глава генштаба Николай Макаров пообещал: «Мы заканчиваем испытания в 2009 году и закупаем (ракету) с 1 декабря». Такое заявление официальные лица сделали по итогам испытаний 28 ноября 2008 года. Они были признаны самыми удачными.
История с принятием на вооружение твердотопливной ракеты подводного базирования «Булава», разработанной на базе «Тополя-М» Московским институтом теплотехники, тянется с 2004 года, когда ракета была впервые испытана. Тогда сроки сдачи военного изделия назывались самые оптимистичные — 2006 год или чуть позже.
«Дело для Института теплотехники создание ракет подводного базирования дело новое. Что характерно, разработчики смогли сходу взять самую проблемную задачу для себя - запуск ракеты из-под воды удался с первого раза», - напоминает Козюлин. Дальше начались проблемы.
Однако два года спустя в госпрограмме вооружений значилось, что оснащение новыми ракетами Российской армии начнется только в 2007 году. Неудачные стрельбы в декабре 2006 года отложили этот срок на более позднее время.
При этом в планах военного ведомства прописано, что ракетой Р30 3М30 «Булава-30» (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30) должна была быть укомплектована подлодка «Юрий Долгорукий», которая должна сойти со стапелей уже в этом году. А в 2010 году на верфях в Северодвинске должны закончить строительство еще двух субмарин того же проекта-955 «Борей», которые также потребуется чем-то вооружить. «Теперь эта программа срывается», - указывает Козюлин.
У Минобороны есть альтернативный вариант — межконтинентальная жидкотопливная ракета морского базирования «Синева».
Этот ракетный комплекс был разработан в Конструкторском бюро имени Макеева, находящемся в Миассе (Челябинская область), и был принят на вооружение Военно-морского флота России 9 июля 2007 года. Комплекс является глубокой модернизацией жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты третьего поколения РСМ-54 (по классификации НАТО SSN-23 Skiff). Предшественница «Синевы» была принята на вооружение в 1986 году.
Между челябинскими и московскими оружейниками за заказ Минобороны идет жесточайшая конкурентная борьба. В начале 2000-х было решено, что твердотопливные ракеты перспективнее традиционных для советского военпрома жидкотопливных изделий, и Московский институт теплотехники получил добро на разработку нового типа ракет.
«Все предприятия военной промышленности испытывают финансовые трудности, и в этой области важен лоббистский потенциал разработчиков, - указывает Козюлин. - Но говорить о недобросоветской конкуренции между производителями, наверное, нельзя - они все-таки все выходцы из советской школы».
В этом соревновании пока выигрывает «Синева», несмотря на то что в 2004 году она дважды подводила подводников. В присутствии тогдашнего президента Владимира Путина они не смогли произвести пуск ракет этой серии. На этой неделе был осуществлен очередной успешный запуск «Синевы», о чем военным морякам в Сочи с радостью объявил президент России Дмитрий Медведев.