Пиратская активность в этом году, несмотря на объявленную ООН войну, только растет.
По данным Международного морского бюро (ММБ), за первую половину этого года по всему миру были зафиксированы 240 случаев нападения на торговые и пассажирские суда. В прошлом году за тот же период было совершено только 114 нападений. Большую часть этого прироста обеспечили сомалийские пираты.
«В большинстве случаев атакующие обычно тяжело вооружены стрелковым и холодным оружием. Насилие против членов команд также продолжает расти», — отмечают авторы доклада. Жертвами пиратов становились сухогрузы, контейнерные и грузовые торговые суда, танкеры, перевозившие нефть и сжиженный газ, рыболовецкие сейнеры, яхты, пассажирские суда и даже моторные катера.
За полгода пираты сожгли 75 судов, а еще 31 было захвачено в плен и отбуксировано на пиратские базы. При этом 561 член экипажа оказался у пиратов на положении заложников. Шесть моряков погибли.
Самую большую опасность представляют сомалийские пираты — за полгода они атаковали суда 100 раз. В июне, в разгар сезона муссонов, число нападений на корабли в Аденском заливе пошло на убыль. Но на прошлой неделе сомалийские пираты возобновили активность: были совершены четыре нападения подряд.
«Как и в последнем квартальном отчете, общий рост числа нападений объясняется почти полностью за счет усиления активности сомалийских пиратов в Аденском заливе и в водах, омывающих восточное побережье Сомали», — говорится в докладе.
Летом 2008 года Совбез ООН разрешил иностранным военным кораблям патрулировать воды Сомали из-за участившихся нападений пиратов на торговые суда. Осенью Совбез уже не только дал согласие на отправку военных кораблей в этот район, но и призывал страны с флотом участвовать в международной миссии и нести дежурство в Аденском заливе. На данный момент регулярное патрулирование торговых маршрутов осуществляют флоты России, стран НАТО, Индии, Китая, Японии и Южной Кореи.
Действия иностранных флотов в водах Сомали трудно признать эффективной, считает редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко.
«Успехи пиратов прошлого года привели к тому, что в этой стране резко выросло число желающих к ним присоединиться. К тому же они вынесли свою деятельность за районы, где орудовали до сих пор, в том числе в Индийский океан», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
По словам Войтенко, суда не могут чувствовать себя защищенными даже в зоне безопасности, которую установили для них иностранные военные. «Все зависит теперь от того, насколько судно самостоятельно подготовилось к защите и насколько оно внимательно и осторожно в сомалийских водах», — поясняет он.
В то же время Поттенгал Мукундан, директор ММБ, презентовавший доклад в Куала-Лумпуре, объявил, что присутствие иностранных флотов в водах Сомали если не пресекло деятельность пиратов, то осложнило им жизнь. Теперь им трудно захватывать и уводить корабли. Пришлось им и передислоцироваться, уходя из Аденского залива в южную часть Красного моря и к восточному побережью Омана.
Опасения экспертов ММБ вызывает и рост разбойных нападений в нигерийских водах. Во втором квартале этого года в Гвинейском заливе на торговые корабли нападали, только по официальным данным, 13 раз. Еще о 24 случаях «не было в должном порядке сообщено бюро», цитирует доклад Reuters.