Российское политическое устройство можно определить как «консолидированный авторитарный режим», пришли к выводу исследователи международной правозащитной организации Freedom House. Во вторник они опубликовали доклад, посвященный политическим свободам и правам человека в 2008 году в 29 европейских и азиатских государствах бывшего социалистического лагеря, так называемых «странах переходного периода».
«Почти через 20 лет после падения Берлинской стены новое исследование Freedom House позволяет отметить широкомасштабный отказ от демократии в странах от Центральной Европы до Евразии, среди которых Россия впервые заняла место консолидированного авторитарного режима», — говорится в докладе.
В прошлом году отступление от демократии наблюдалось в 18 из 29 стран региона. Восемь стран признаны безоговорочно авторитарными. Это Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.
«2008 год стал черным годом для демократии в регионе, в частности, в бывших советских государствах», — заявил директор европейского подразделения Freedom House Владимир Школьников, представляя в Праге доклад. По его словам, «с ухудшением экономических условий в регионе, скорее всего, будет наблюдаться переход к авторитарным методам с тенденцией к репрессивным мерам, нежели принятию необходимых реформ».
В беседе с «Газетой.Ru» Школьников признал: «Никакой радости выставлять низкие оценки у нас нет, но нам пришлось понизить в рейтинге многие страны».
По его словам, аналитики Freedom House взяли на вооружение методологию экспертных оценок, прошедшую через экспертизу независимых рецензентов. Все страны располагаются по шкале от единицы, означающей полную свободу, до семерки, приравненной к тирании. Если национальный показатель больше 6, то страна признается «авторитарной». Российская оценка 2008 года – 6,11. «В этом ее не стоит путать с Узбекистаном, который ближе к тотальной несвободе с 6,89 пункта», — напоминает Школьников.
Эта оценка является средним из показателей по семи отдельным категориям: чистоте избирательного процесса, развитости гражданского общества, независимости СМИ, эффективности и независимости судебной системы, демократичности как национального правительства, так и местного уровня власти, а также положению с коррупцией.
Россия в 2008 году продемонстрировала откат по четырем из семи категорий. За минувший год ухудшилось положение гражданского общества, суды стали еще менее независимыми, коррупция зацвела новым цветом, а эффективность госуправления только снизилась.
«C самого своего прихода к власти в 2000 году бывший президент, а ныне премьер-министр Владимир Путин использовал свою всеобщую популярность и доходы, доставшиеся за счет роста цен на нефть, чтобы упрочить авторитарную форму правления в России», — считает автор доклада по России Роберт Орттунг.
В 2008 году эти тенденции лишь проявились с новой силой. Фактически безальтернативные президентские выборы позволили Путину остаться доминирующей фигурой на российском политическом пространстве. Они стали лишь «формальными экзерцициями», которые были задуманы для того, чтобы «утверждать решения, принятые правящей элитой страны», говорится в докладе.
«Дисквалификация легитимных оппозиционных кандидатов, фактический отказ ведущего кандидата от участия в предвыборной кампании, в том числе от предвыборных дебатов, недопущение на выборы международных наблюдателей характерно для авторитарных режимов», — поясняет Школьников.
За четыре года, прошедших с завершения предыдущего избирательного цикла, российское руководство «продолжило свою практику тонкой настройки избирательного законодательства для осуществления своих целей». В результате сокращения числа зарегистрированных партий в стране осталась единственная реальная политическая сила – «Единая Россия» во главе с тем же Путиным.
Принятые в конце года без настоящего политического обсуждения «беспрецедентные поправки в Конституцию» о продлении президентского мандата и сроков полномочий Госдумы лишь усилили и без того не контролируемую исполнительную власть.
Не сложилась система сдержек и противовесов и на местном уровне власти: «система местного самоуправления осталась в законодательном вакууме», а федеральное правительство не предприняло никаких усилий, чтобы компенсировать «хроническую бюджетную недостачу» органам самоуправления, приходят к выводу исследователи FH.
Положение с арбитражными институтами, в том числе судебной системой, независимой прессой и организациями гражданского общества, продолжает оставаться патовым.
Несмотря на заявленное новым президентом Дмитрием Медведевым повышенное внимание к работе судебной системы, «российские суды по-прежнему обслуживают интересы правящей элиты», считают исследователи. В 2008 году, к тому же, были сокращены сферы компетенции суда присяжных. Апелляция к наднациональному органу правосудия, Европейскому суду по правам человека, остается затруднена: Россия отказывается ратифицировать 14 протокол к Европейской конвенции об учреждении ЕСПЧ, препятствуя облегчению работы этого суда.
Влияние организаций гражданского общества продолжило сокращаться. Благодаря новым законам ужесточился контроль за большинством негосударственных организаций (НГО), а филиалы иностранных НГО были лишены льготного налогового статуса.
Правительство сохранило «чрезмерный контроль над телевидением, радио и важнейшими газетами, позволяя свободу слова лишь в самом небольшом числе случаев». FH повторяет выводы, сделанные в июньском докладе о «новом типе авторитаризма», который, по мнению аналитиков, принят на вооружении в Китае, Иране, Венесуэле и России.
Речь идет о более тонком обращении правящего режима с медиасредой, в том числе и блогосферой. «Интернет остается (в России) относительно нестесненным, хотя блогеры на содержании государства используют изощренную технику, чтобы срывать онлайн-дискуссии и распространять кремлевскую точку зрения», — утверждается в докладе.
Последнюю область своего анализа, коррупцию, FH называет «самой главной проблемой России». Президент Медведев, отмечают исследователи, повел с ней борьбу, внеся пакет антикоррупционного законодательства. «Но шанс того, что эти законы изменят ситуацию, невелик без обращения к фундаментальному вопросу об авторитаризме и в отсутствие свободной прессы и независимого наблюдения эффективного гражданского общества», — заключают авторы доклада.
Дебатировать с правозащитниками по содержанию доклада российский МИД не будет. «Подобные заявления Freedom House не заслуживают нашего комментария, — заявил «Газете.Ru» замглавы департамента информации и печати МИДа Игорь Лякин-Фролов. – От Freedom House ничего другого и нельзя было ожидать. Эта организация выполняет политический заказ, поскольку финансируется за счет средств государственного департамента США».
Критики сложившейся в России политической системы с выводами в целом согласны. «В России действительно сложилась авторитарная система», — заявила «Газете.Ru» исследователь по России Human Rights Watch Татьяна Локшина. А лидер движения «За права человека» Лев Пономарев даже упрекает доклад в умеренности. Он не видит каких-либо подвижек за минувший год, которые можно было бы связать с приходом к власти Медведева. «Механизмы авторитарного режима приобретают уже тоталитарные черты, — считает он. – Голосование со всегда заранее известным результатом на общенациональном или местном уровне — это черта тоталитарного режима. Таких черт много, и в том, что касается системы подачи информации, и отсутствии механизма контроля за деятельностью государства». Единственное, что, по его мнению, препятствует дальнейшему ужесточению системы, – та же коррупция. «Коррупция размывает тоталитарный механизм, внося в него помимо интересов центральной власти и частнособственнические интересы», — заметил правозащитник в беседе с «Газетой.Ru».