В воскресенье во второй половине дня в Кремле проект соглашения о КСОР обсудит Совет коллективной безопасности, в который входят президенты стран ОДКБ — Организации договора коллективной безопасности (членами ее являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). С утра документ должен пройти последнее согласование на уровне министров иностранных дел.
Ключевое разногласие — время вступления соглашения в силу.
Как рассказали «Газете.Ru» сотрудники МИДа и секретариата ОДКБ, проект соглашения допускает временное применение КСОР сразу после подписания документа президентами. Однако в тексте, как это делается в случаях разногласий, приведена и позиция Узбекистана, состоящая в том, что КСОР могут действовать только после ратификации национальными парламентами, что может отложить создание сил на существенный срок.
Еще один предмет спора — должно ли то или иное государство направлять своих военных в составе КСОР в другие государства, если это противоречит национальному законодательству..
Тот же Узбекистан настаивает на том, что высшую силу должны иметь собственные законы стран — участниц ОДКБ. «Вопрос не решен. Но мы исходим из того, что международный договор имеет высшую юридическую силу», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» сотрудник МИДа. На прошлой встрече, 4 февраля, президенты государств ОДКБ договорились внести в национальные законодательства изменения, необходимые для создания КСОР, напомнили в секретариате ОДКБ.
По остальным спорным вопросам удалось договориться. Самый принципиальный из них — механизм принятия решений о применении КСОР. Изначально речь шла о том, что решать будет простое большинство Совета коллективной безопасности, то есть 5 из 7 президентов. Узбекистан настаивал на том, что для применения КСОР необходим консенсус, то есть, если хоть одно из государств против, решение не принимается.
Источник в МИДе заверил, что в итоговом проекте речь идет о консенсусе, что соответствует уставу ОДКБ.
«Без консенсуса ничего не пройдет. Как папу римского избирают: до тех пор, пока дым не пойдет, никто не выйдет», — сказал дипломат.
Жесткий вариант по срокам применения КСОР, требовавший решения вопроса в течение трех дней после обращения одного из государств ОДКБ, как предлагала Армения, не прошел. В МИДе сообщили, что этот пункт снят.
Во внешнеполитическом ведомстве надеются, что оставшиеся спорные позиции получится согласовать на встрече глав МИД и отдать проект президентам «уже в чистом виде». «Давайте вспомним, как было в феврале. До встречи с остальными президентами Таджикистан ни на каком уровне не согласовал решение о создании КСОР. И только встретившись, Эмомали Рахмон подписал его, причем без всяких оговорок», — напомнил пресс-секретарь ОДКБ Виталий Струговец.
Решение о создании было принято на встрече президентов стран ОДКБ 4 февраля. По их замыслу, силы предназначены для ликвидации военных и погранконфликтов, для противодействия оргпреступности и исламскому экстремизму. Россия, в частности, собирается направить для участия в КСОР воздушную дивизию, десантно-штурмовую бригаду, два спецотряда МВД и «Центроспас» от МЧС. В феврале Медведев пообещал, что КСОР будут «не хуже, чем НАТО». Как считает член-корреспондент РАН Алексей Арбатов, противопоставлять КСОР альянсу неправильно, поскольку они на 90% ориентированы на Центральную Азию. «У них задачи не боевые», — сказал эксперт, добавив, что контингент будет немногочисленным: остальные участники направляют в КСОР меньше, чем Россия.