Исследование было представлено в четверг утром (по вашингтонскому времени) в здании Дирксен американского конгресса на Капитолийском холме. Дата обнародования — 20-я годовщина подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмынь в Пекине.
В написании доклада участвовали ученые ведущих американских научных центров. Исследование проведено под эгидой трех крупнейших американских неправительственных организаций, финансируемых на специальных условиях из бюджета США, — Freedom House, Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia. В российской части исследования работал Дэниэл Киммедж из Университета Джорджа Вашингтона.
У демократического мира появилась новая угроза — ось авторитарных государств нового типа, состоящая из России, Китая, Ирана и Венесуэлы, провозглашают исследователи. «Авторитаризмом 2.0» назвали они режимы этих стран в заметке, которую выпустили в издании Foreign Policy в канун публикации доклада.
Пакистан отдельно упомянут в докладе как страна, также не следующая некоторым демократическим традициям.
Ситуация куда более «печальна», в сравнении с периодом «холодной войны», утверждают авторы исследования: авторитарные государства теперь не закрыты от мира, но, наоборот, интегрированы в него экономически и институционально. Это несет угрозу: «управляя авторитарными методами своими странами, они подвергают эрозии международные правила и стандарты, выработанные демократиями за десятилетия». Это создает риск «экспорта нестабильности», предупреждают авторы.
Доклад использует применительно к названным странам термин «авторитарный капитализм». Применительно к трем странам — исключая Китай — он носит «сырьевой характер».
Россия и Китай совмещают «впечатляющий экономический рост со столь же впечатляющим наращиванием политического контроля», говорится в исследовании.
Отличительной особенностью стран «нового авторитаризма» стало использование медийного ресурса в мировых масштабах. Кремль запустил телеканал Russia Today, Иран создал Press TV, Китай потратил на улучшение своего образа за границей $6млрд, перечисляет Джеффри Гедмин, руководитель RFE/RL. Некоторые из перечисленных стран также занимаются политическим прозелитизмом: кредитуют страны третьего мира, создают фонды для финансирования образовательных и прочих проектов в других государствах. Особенно активны страны «нового авторитаризма» в своих регионах, которые причисляют к «сферам влияния», утверждают авторы: Латинская Америка — для Венесуэлы, бывший СССР — для России, шиитский мир — для Ирана.
Названные страны также пытаются дезорганизовать традиционные международные институты, гласит документ. Упомянуты нападки России на БДИПЧ ОБСЕ, предложения Москвы по реформе этой организации, а также отказ в приглашении наблюдателей.
Странам традиционной демократии авторы исследования рекомендуют найти «общий подход» в отношении стран нового авторитаризма.
Новый авторитаризм действительно существует, он отличается от Китая времен Мао Цзэдуна или СССР, соглашается Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. — «Признание этого факта позитивно, поскольку для описания современного мира требуются новые определения». Суть новых режимов, говорит Иноземцев, — «система подачек в обмен на лояльность, гарантированная активным повышением уровня жизни граждан». Машина пропаганды тоже изменилась, констатирует эксперт: «В России, например, власти делают упор в пропаганде на большое количество болевых точек общества, совершенно иррациональных, — неприятие Запада, реакция на неравноправные экономические отношения с нами, великодержавность».