Организация американских государств, объединяющая 34 страны обоих американских континентов, в среду, после двух дней жарких дискуссий на саммите в гондурасском городе Сан-Педро-Сула, проголосовала за возвращение в свой состав Кубы. Коммунистическая Гавана была исключена из этой организации 47 лет назад, в качестве наказания за размещение на своей территории советских ядерных ракет.
«Сегодня, в Сан-Педро-Сула, в западном полушарии закончилась холодная война, — торжественно объявил президент Гондураса Мануэль Селайя. — Мы приняли благородное решение». Настоящий автор широкого жеста, обращенного к Кубе, — США — также подчеркнули историческое значение случившегося.
«Страны-члены ОАГ показали сегодня гибкость и открытость, и таким образом мы достигли консенсуса, который обращен в будущее вместо прошлого», — говорится в письменном заявлении главы американского госдепа Хиллари Клинтон.
Решение об условном допущении Гаваны в региональный клуб имеет большее значение для отношений Вашингтона со странами континента, чем непосредственно для американо-кубинских отношений. Руководство Кубы неоднократно давало понять, что возвращаться в региональный клуб не собирается, поскольку считает его инструментом американской политики.
«Нас даже оскорбляет, что предполагается, что мы хотим присоединиться к ОАГ, — в середине апреля писал в газетной колонке Фидель Кастро. — Однажды многие страны попросят прощения (у мира) за то, что состояли в ней».
Дебаты в Сан-Педро-Сула в этом смысле оказались показательны. Вашингтон при демократической администрации Барака Обамы действительно продемонстрировал готовность разморозить отношения с Кубой. В последние месяцы был снят ряд экономических санкций, ослаблен контроль за движением средств между американскими кубинцами и их родственниками на острове, сняты некоторые ограничения на поездки. В то же время администрация США категорически воспротивилась возвращению Кубы в ОАГ без предварительных условий. Гавана, по мнению американцев, должна подтвердить свою приверженность демократическим принципам, прописанным в уставных документах ОАГ.
Ближайшие союзники режима Кастро в Венесуэле и Никарагуа, Уго Чавес и Даниэль Ортега, настаивали на том, чтобы предоставление Кубе полноправного членства было безоговорочным. Затем оба государства свои возражения сняли.
Источники The New York Times в госдепартаменте США рассказали, что они сделали это не совсем по собственной воле. Барак Обама позвонил «как минимум одному своему партнеру в Латинской Америке» — точно известно, что звонок из Вашингтона поступал бразильскому президенту Луису Инасиу Луле да Силве — и попросил надавить на несговорчивых лидеров. Делегация одной из латиноамериканских стран подтвердила, что решающим аргументом стала угроза США сократить финансирование ОАГ: в совокупном бюджете организации американская доля составляет чуть ли не 60%.
«Я рада, что все согласились с тем, что Куба не может просто так занять место (в ОАГ) и что мы должны увязать участие (в ней) Кубы с приверженностью следовать принципам (организации)», — объявила Клинтон.
В то же время США не стали настаивать на уточнении требований по демократизации политического режима на Кубе. Ранее Вашингтон говорил о том, что режиму братьев Кастро потребуется сделать «многочисленные шаги» к полноправному членству. Это устроило все присутствовавшие на саммите организации, а также ООН. Как передает Reuters, главная международная организация на планете уже объявила, что решение ОАГ представляет собой «приемлемый компромисс», который полностью соответствует принципам ведения дел в мировой политике.