В понедельник в ходе возобновившегося судебного процесса по своему второму уголовному делу Михаил Ходорковский заявил о прослушке телефонов своих адвокатов. «Имею достаточные основания полагать, что с начала слушаний структуры ФСБ, занимающиеся незаконным сопровождением процесса, поставили на контроль телефоны и другие средства связи моих адвокатов», — цитирует слова подсудимого РИА «Новости».
Ходорковский убежден, что контроль адвокатов со стороны ФСБ не является собственной инициативой спецслужбы: «Это прямое указание наших оппонентов (Генеральной прокуратуры)». Предприниматель попросил гособвинителей опровергнуть его слова. «В противном случае ни о каком равноправии сторон не может идти речи», — сказал Ходорковский, обращаясь к суду.
Представители Генпрокуратуры не отреагировали на заявление экс-главы ЮКОСа. Однако адвокаты, о которых шла речь, не исключают, что они отреагируют на него позже.
По словам Клювганта, адвоката Ходорковского, «никакой сенсации в словах Михаила Борисовича, к сожалению, нет». «Это (прослушка — «Газета.Ru») было по полной программе использовано в ходе первого процесса (над Ходорковским — «Газета.Ru»). И сейчас, как видно, ничего не изменилось», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Прямых доказательств того, что прослушка телефонов адвокатов действительно имеет место, у Ходорковского нет, дал понять предприниматель. Инициировать разбирательство по поводу прослушки адвокаты не будут, говорит Клювгант.
«Зачем? Люди, которые это делают, они и так знают, что они это делают, поймать их за руку выше наших сил. Мы просто сказали об этом суду, который обязан обеспечивать равенство сторон и состязательность процесса, и людям, чтобы они знали», — пояснил адвокат.
Процесс над Ходорковским специфический, отметил Клювгант. Однако адвокатов прослушивают не только на нем. «Конечно, по любым делам телефоны адвокатов не прослушивают. Но по знаковым, политически заряженным делам такое часто случается», — вспоминает Клювгант. Адвокат не стал уточнять, что именно послужило основанием для того, чтобы заподозрить прослушку телефонов адвокатов в ходе нынешнего процесса над Ходорковским, сказав, что «это как мозаика, которая складывается из различных фактов». «На протяжении определенного времени происходят определенные события. Когда их начинаешь анализировать, приходишь к тем выводам, к которым приходишь. Это все, что я могу сказать», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Партнер Ходорковского, Платон Лебедев, который также проходит обвиняемым по «второму делу ЮКОСа», которое в настоящее время слушается в Хамовническом суде Москвы, не говорил о прослушке телефонов своих адвокатов. Однако его адвокат Елена Липцер также считает, что ее «телефон прослушивается давно». Никаких доказательств этого у нее также нет. Впрочем, даже при наличии доказательств возможность противодействия прослушке «зависит от того, на основании каких документов» она производится, отметила адвокат.