Обязанность чиновников предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах не только себя, но также супругов и несовершеннолетних детей появилась в законе «О противодействии коррупции», принятом в конце прошлого года. Хотя президент, члены его администрации и министры опубликовали такую информацию в этом году, общеобязательным станет только с 2010 года. Указы Медведева регламентируют порядок подачи деклараций.
Первый указ обязывает декларировать доходы лиц, претендующих на замещение государственных должностей, и лиц, замещающих госдолжности. Речь идет о тех чиновниках, которые замещают должности, прописанные в федеральных законах. Это члены правительства, депутаты Госдумы, члены Совета федерации, председатель Счетной палаты, губернаторы и ряд других государственных чиновников высших категорий. Все они должны предоставлять данные о доходах за предыдущий год до 1 апреля.
Второй указ касается федеральных госслужащих, то есть чиновников федеральных органов власти, и граждан, претендующих на эти посты. В третьем указе речь идет о лицах, претендующих или замещающих руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, созданных в соответствии с законом.
Обязать декларировать доходы сотрудников госкорпораций решили недавно. Эти чиновники и руководители компаний должны представить свои данные за предыдущий год до 30 апреля.
Перечень чиновников регионального уровня, которые также будут отчитываться о своих доходах, губернаторы обязаны подготовить к 1 сентября, рассказал журналистам руководитель администрации президента Сергей Нарышкин.
Он также объяснил, что список чиновников, который сейчас определен указами президента, не окончательный и может быть расширен. Руководители органа госвласти вправе издать нормативный акт, дополняющий перечень, обязав декларировать доходы чиновников, исполняющих функции управления госимуществом, предоставления госуслуг, распределения госзаказов или ограниченных государственных ресурсов, таких как радиочастоты, недра и другие природные ресурсы.
Органы, куда чиновники будут сдавать свои отчеты, остались те же, что были и раньше. В соответствии с федеральным законом президент и члены правительства отчитываются перед федеральной налоговой службой, поэтому этот вопрос в указах не затрагивается. Чиновники, которые назначаются президентом, сдают свои сведения в кадровую службу администрации президента – управление по кадровым вопросам и государственным наградам. Госслужащие, которых назначил на должности премьер-министр, будут сдавать свои данные в аппарат правительства. Лица, которые назначались иным госорганами, в кадровые службы этих ведомств.
Единого контролирующего органа, создание которого обсуждали довольно давно, не будет, заявил Нарышкин. «В этом нет необходимости. И так достаточно много проверяющих органов», — пояснил он.
Представляемые сведения будут проверяться только на предмет достоверности, а вопросы о размере и источнике доходов и имущества, если они возникнут, будут разрешаться уполномоченными на то органами. При этом проверка представленных сведений будет осуществляться выборочно – в случае если у проверяющих возникнут вопросы.
Согласно указам, чиновник должен будет указать совокупный годовой доход по месту работы и иным источникам – это будет единая сумма.
Недвижимость будет указываться в количестве участков или квартир и их площади. Также обязательно будет публиковаться страна, где она расположена, но не регион. Кроме того, чиновники будут указывать количество транспортных средств и их марки.
«Если чиновник захочет более подробно рассказать о своем имуществе – это его право», — заявил Нарышкин. Он особо отметил, что речи о сокращении объема данных, подлежащих публикации, не идет, поскольку ранее порядок вообще не был никак прописан.
В указах оговариваются санкции за отказ предоставлять сведения, за предоставление ложных сведений. Чиновника могут подвергнуть дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, а претендующего на должность кандидата — не взять на работу.
Последний указ регламентирует порядок публичной деклараций на сайтах федеральных и региональных госорганов, а также то, как эти сведения предоставляются общероссийским СМИ для публикации. Сведения о доходах и имуществе должны быть опубликованы на сайтах соответствующего ведомства в течение трех дней.
Нарышкин уточнил, что запрещается публикация информации, сведений, которые содержат персональные сведения, гостайну и конфиденциальную информацию, по которой можно установить адрес, номер телефона и иные данные чиновника.
Эксперты нашли утвержденный порядок несовершенным.
В нынешней форме отчетности не хватает положения о необходимости предоставлять сведения о расходах, считает член думской комиссии по противодействию коррупции Александр Хинштейн.
И все равно идеальных схем не существует, сожалеет представитель «Единой России»: «Многие чиновники будут пытаться уйти от процедуры, например, переписывая имущество на дальних родственников».
Депутат-коммунист Виктор Илюхин верит, что публичность отчетов поможет борьбе с коррупцией. «Это самое сложное — отчитываться и объясняться об источниках доходов. Это будет сдерживать чиновников», — сказал он. «Как непросто было Игрою Лебедеву от ЛДПР, когда перед выборами обнаружились десятки незадекларированных квартир по всей России», — напомнил коммунист. У самого Илюхина, по его словам, проблемы с предоставлением справки о доходах были один раз, когда у избиркома были вопросы о двух возвращенных в редакцию «Молодой гвардии» гонорарах за статьи. «Правда, есть опасения, что коррупция возникнет на этапе предоставления отчетов о доходах», — опасается коммунист.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что нынешние указы, которые дорабатывают принятые в конце прошлого года законы, «запустили механизм, который есть во всем мире». Кроме того, отметил эксперт в беседе с «Газетой.Ru», важно, что отдельный указ касается руководства госкорпораций и руководителей других госкомпаний, поскольку «де-факто эти люди являются госслужащими, при этом работают с госимуществом».
«Единственное, не прописано, какая реакция должна быть на публикацию сведений в СМИ и на сайтах. Должны быть прописаны такие механизмы, а также про то, какая должны быть ответственность за недостоверность представленных сведений», — добавил он.
С ним не согласен президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, который сомневается, что публикация деклараций даст нужный эффект. «Это уже третья кампания по декларированию доходов чиновников на моей памяти, — вспомнил политолог. — Эти указы мало повлияют на борьбу с коррупцией, потому что мало подать декларации — нужно, чтобы был независимый общественный контроль за ними, независимые СМИ, а пока этого нет, не появится института репутации, потери которой чиновники будут бояться».