Лишь десятая часть (12%) россиян считают Дмитрия Медведева единственным главой государства в России, 48% убеждены, что власть в стране Медведев делит с премьер-министром Владимиром Путиным, а почти треть (30%) уверены, что Путин остается настоящим президентом РФ. К таким выводам пришли социологи «Левада-центра» на основании результатов традиционного опроса о распределении властных полномочий между Медведевым и экс-президентом Путиным. 24–27 апреля на вопросы социологов ответили 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны.
Вопросы о распределении властных полномочий между Медведевым и Путиным социологи начали задавать россиянам с момента выдвижения Медведева кандидатом в президенты. До избрания и сразу после избрания нового президента в его политическую самостоятельность россияне верили гораздо больше, чем сейчас.
Так, в декабре 2007 года в реальный переход власти в стране к Медведеву верили 16% россиян, в январе 2008 года — 20%, а сразу после избрания, в апреле — 22%. Сразу после вступления в должность (7 мая 2008 года) Медведев начал терять голоса респондентов, к июлю минувшего года доля верящих в его единоличное президентство сократилась до 9% — самого низкого показателя за год. Даже в сентябре 2008 года, после решительных заявлений Медведева в период «пятидневной войны» с Грузией и признания независимости Абхазии и Южной Осетии, серьезных подвижек в массовом сознании не произошло и самостоятельным политиком его считали все те же «допрезидентские» 16%. И это был высший показатель Медведева за год президентства.
В то же время Путина на протяжении всего этого года продолжали считать истинным главой государства от четверти до трети россиян. Самым низким этот показатель был в марте 2008 года, когда был избран Медведев, — 21%, больше всего очков в глазах общественности Путин набрал в июле минувшего года — 36%.
Тезис о равноправии Медведева и Путина наиболее популярен среди россиян. Наибольшим успехом он пользовался в ноябре минувшего года, когда так считали 51% опрошенных, а также в январе и марте нынешнего года. Наименьшую долю голосов эта позиция собирала в декабре 2007 года и апреле 2008-го — сразу после выдвижения Медведева и сразу после его избрания — 39% и 36% соответственно. В остальное время идею о властном тандеме разделяло чуть меньше половины россиян.
Властный тандем действительно существует, считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. За Медведевым, в частности, внешнеполитическая деятельность, судебная система и макроэкономика, за Путиным — экономическая конкретика и силовые органы, отмечает собеседник «Газеты.Ru».
Медведев проявляет политическую инициативу в ряде вопросов (в частности, он дал интервью оппозиционной «Новой газете», включил либералов в Совет по развитию гражданского общества и, как считается, именно он уволил начальника московской милиции Владимира Пронина после расстрела покупателей супермаркета, учиненного одним из его подчиненных), а Путин против этого не возражал, обратил внимание эксперт. Сохранение тандема обусловлено заинтересованностью обоих участников в сохранении существующей системы, которой грозит коррозия в случае конфликтов, кроме того, Медведев благодарен Путину за спокойное избрание президентом, считает Макаркин.
Подавляющее большинство россиян (80%) считают, что Медведев в точности или в основном продолжает политику Путина. Ровно этого общественность и ожидала — в декабре 2007 года в верность Медведева заветам предшественника верили 81% респондентов. В течение года правления нового президента общественность иногда начинала замечать за ним стремление к постепенному изменению курса, но затем всякий раз отказывалась от этой мысли. В результате этот показатель в опросах то поднимался до 12–13% (в мае, ноябре — декабре минувшего года соответственно), то вновь опускался до 7–8%.
Оставался стабильным рейтинг одобрения действий глав государства: в апреле действия Медведева одобряли 68%, год назад, после вступления в должность, — 70%. Та же тенденция наблюдается и у Путина: в мае минувшего года его действия одобряли 80%, сейчас — 76%. Резкие изменения в рейтингах обоих правителей произошли в сентябре минувшего года, после войны в Южной Осетии — тогда политику Медведева одобряли 83% россиян, Путина — 88%, но затем показатели вернулись к обычным значениям.
Причин сохранения высокого рейтинга у президента и премьера, невзирая на кризис, много, но основная в том, что людям просто нужно кому-то доверять, считает Макаркин. «Люди не могут доверять чиновникам или милиции, но ситуация, когда они вообще никому не смогут доверять, будет для них дискомфортной. Они нуждаются в том, чтобы доверять кому-то во власти персонифицировано», — пояснил эксперт. Кроме того, еще не все общество ощутило на себе последствия кризиса, а ответственность за него возлагается как правило не на российские, а на американские власти, отметил собеседник «Газеты.Ru».