Сообщение официального представителя МИД КНДР распространило северокорейское телеграфное агентство (ЦТАК).
«У нас не будет иного выбора, кроме как прибегнуть к обязательным дополнительным мерам самообороны для защиты интересов республики. Они буду включать ядерные испытания и тест межконтинентальной баллистической ракеты», — сказано в заявлении.
В качестве требования Пхеньян настаивает на том, что Совет безопасности ООН должен отменить все санкции в отношении КНДР и извиниться за свою позицию, занятую в начале апреля, когда Северная Корея провела испытания ракеты дальнего радиуса действия. Тогда Совбез ООН наложил дополнительные санкции на компании — участницы ракетного проекта и призвал к ужесточению режима ограничений в отношении Пхеньяна.
Ракетные испытания прошли 5 апреля: Пхеньян говорит, что ракета-носитель «Ынха» выводила на орбиту спутник связи, международные эксперты и правительства Японии и Южной Кореи настаивают, что запуск — лишь маскировка испытания новой ракеты. КНДР утверждала, что спутник успешно выведен на орбиту, откуда уже транслирует песни о Ким Чен Ире. По данным всех иностранных наблюдателей, запуск закончился неудачей: ракета упала в море, никакого спутника на орбите нет.
В ответ на действия ООН ранее в апреле Пхеньян прервал свое участие в так называемых «шестисторонних переговорах» о денуклеаризации полуострова, выслал инспекторов МАГАТЭ с замороженного ранее по соглашению с Западом опытного реактора в Йонбене и заявил о возможности возобновления выработки плутония.
Возвращение к ядерным испытаниям — логическое завершение северокорейского прессинга и самая значимая из возможных угроз, говорит эксперт ИМЭМО РАН Владимир Дворкин. КНДР — единственная страна мира, которая проводила ядерные испытания в XXI веке. Это случилось в 2006 году.
В 1998 году испытания провели стоявшие на грани войны Индия и Пакистан, в 1996-м — Китай и Франция, последний подземный подрыв в СССР был произведен в 1990 году.
КНДР не связана никакими международными запретами в этом вопросе. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) был принят 50-й сессией Генассамблеи ООН в 1996 году. К настоящему времени договор подписали 180 государств, однако ратифицировали его меньше 50 стран. Среди не подписавших договор — КНДР, Индия и Пакистан, не ратифицировавших значительно больше, в их числе Египет, Иран, Китай и США. Вашингтон долгое время не хотел чувствовать себя связанным обязательствами. Так, в декабре 2006 года только две страны, США и Северная Корея, проголосовали против резолюции, подчеркивающей необходимость скорейшего подписания и ратификации ДВЗЯИ.
Технологические возможности для испытаний ядерных зарядов и ракеты у Северной Кореи есть, считает Дворкин.
По разным данным, у Пхеньяна есть готовые боезаряды, тем более что испытания могут быть малой мощности (в 2006 году, например, реакция была неполной и мощность взрыва оценивалась в несколько килотонн), размышляет Дворкин.
Ракетные технологии КНДР прогрессируют, продолжает эксперт, запуск 5 апреля показал, что баллистическая ракета летит уже до момента отделения второй ступени, а предыдущий тест был остановлен на стадии отделения первой ступени.
Пхеньян будет добиваться этой угрозой сговорчивости от посредников — США, Японии, Китая, России и Южной Кореи — в экономических вопросах, полагает эксперт: Пхеньяну важно восстановить поставки риса, топлива, получить помощь в строительстве гражданского реактора на легкой воде. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию внутри КНДР, Пхеньян не сможет долго ждать и способен реализовать угрозу, опасается Дворкин.