Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в четверг начал процесс по делу «Грузия против Российской Федерации», основанный на жалобе Тбилиси на «произвольные аресты и массовые депортации» во время антигрузинской кампании 2006-2007 годов. В ответ на задержание в сентябре 2006 года пятерых российских военнослужащих на территории Грузии, Кремль начал тотальную проверку легального статуса грузинских граждан, проживающих уже на территории России. Тогда же было прервано все транспортное сообщение с Грузией, а часть персонала российского посольства в Тбилиси эвакуирована.
Иск был подан еще в марте 2007 года. Грузинская сторона утверждает, что «реакция российских властей на этот инцидент свидетельствует об административной практике официальных властей, которая влечет за собой характерные и продолжительные нарушения европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее протоколов». В иске, в частности, указывается, что по меньшей мере 2380 граждан Грузии при высылке на родину «содержались в плохих условиях».
Первым делом Страсбургский суд должен решить, в его ли юрисдикции рассмотрение это дело. Одновременно иск рассматривается по существу. Дело рассматривает палата из семи судей, и в ее состав для беспристрастности включены россиянин и грузин. В качестве представителя страны-ответчика выступает постоянная делегация России во главе со своим председателем, замминистра юстиции Георгием Матюшкиным. «Дату объявления решения мы пока не знаем. Сегодня новостей не будет, нам нечего будет сообщить», - приводит агентство РИА «Новости» заявление представителя ЕСПЧ.
Тбилиси сформулировал иск сразу по нескольким статьям Европейской конвенции по правам человека. Россия, по мнению грузинских властей, нарушила статью 3, запрещающую пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращения, статью 5, говорящую о праве на свободу и личную неприкосновенность, статью 8, закрепляющую право на уважение частной и семейной жизни. Также предъявлены претензии в связи с нарушением статей: 13 о праве на эффективное средство правовой защиты, 14 о запрещении дискриминации, 18 о пределах использования ограничений в отношении прав. Помимо несоблюдения основной Конвенции Россию упрекают за нарушение ряда протоколов к ней.