Дети, признанные потерпевшими при теракте в Беслане в 2004 году, уже несколько лет учатся в пансионате «Подмосковный». Их отправкой в Москву занимался комитет «Голос Беслана». Недавно на адрес комитета пришло письмо из налоговой службы с требованием выплатить налог на доход за три года обучения — с 2005-го по 2007 год.
Суммы налога разные, от 50 до 70 тысяч рублей, сообщила сопредседатель организации «Голос Беслана» Элла Кесаева.
Сама Кесаева, чья дочь четвертый год учится в лицее, должна выплатить 71 800 рублей. По логике налоговой службы, доходом в этой ситуации считается обучение. Лицей отчитывается перед своим спонсором, негосударственным фондом, а фонд, в свою очередь, перед налоговой инспекцией. Налоговики, проанализировав отчеты, вычислили суммы, затрачиваемые на каждого ученика, и взяли от них 13% подоходного налога.
Родители детей платить отказываются. По их словам, эта учеба — благотворительная деятельность, которая не может облагаться налогом. «Учебу оплачивает сам лицей. Они оказывают благотворительную помощь, то есть никакого дохода у них нет. А благотворительная помощь не считается доходом и не облагается по Налоговому кодексу налогом», — говорит Кесаева.
По ее словам, кроме благотворительной помощи в виде обучения, ни дети, ни их родители не получали от лицея никаких денег. И поэтому требование налоговиков, считает Кесаева, несостоятельно.
В УФНС Северной Осетии ситуацию не комментируют.
Кесаева надеется разъяснить эту ситуацию без обращений в судебные инстанции. «Мы просим все пересмотреть и не предъявлять более никаких требований. Потому что Конституцией предусмотрено платить законные налоги, а не с несуществующего дохода. Да и чисто по-человечески государство должно быть благодарно, что лицей вот так безвозмездно обучает наших детей», — рассуждает она.
Впервые УФНС республики потребовала от матерей Беслана заплатить налоги за обучение в декабре 2008 года. Тогда родители пострадавших детей написали письмо на имя депутата Госдумы от Северной Осетии Арсена Фадзаева с просьбой помочь им. «Нам пообещали, что вопрос решится, — рассказала Кесаева. — Но ответа потом не последовало, и мы начали ходить в налоговую службу. Мы увидели все документы, объяснили им все и, заручившись обещаниями в налоговой, думали, что вопрос решен».
Кесаева склонна видеть в этой истории заинтересованность третьей стороны в давлении на организацию. «Я абсолютно уверена, что не налоговики в этом заинтересованы. Они просто исполнители. Иначе зачем все это надо поднимать, если и Налоговый кодекс на нашей стороне, и чисто морально мы правы», — полагает она. «Истинных причин мы не знаем, можем только догадываться, но мы уже ничему не удивляемся, за эти годы как только над нами не издевались. Так или иначе, мы полагаем, что это касается больше самого лицея. В последнее время на них также оказывалось давление», — добавила Кесаева.
Лицей «Подмосковный» находится под опекой родителей Михаила Ходорковского. В нем обучаются около 30 детей из Беслана с 6-го по 9-й классы. Пока идет разбирательство, сумма налоговых выплат неизменно растет за счет начисления пени.