Расследование уголовного дела в отношении главного редактора дагестанского общественно-политического еженедельника «Черновик» Надиры Исаевой, а также четырех постоянных авторов газеты — корреспондентов Магомеда Магомедова, Артура Мамаева, Тимура Мустафаева и юриста предприятия — учредителя «Черновика» Биякая Магомедова — завершено и передано в суд.
Все они обвиняются по статье 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
Сообщение о передаче дела в суд появилось на сайте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ. «Установлено, что Исаева вступила в сговор с Магомедом Магомедовым, Мустафаевым, Мамаевым и Биякаем Магомедовым с целью возбуждения ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, а также разжигания ненависти и вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов по их профпринадлежности. В период с января по июль 2008 года корреспонденты с разрешения Исаевой подготовили и разместили в газете «Черновик» и ее интернет-версии ряд статей.
В статьях использовались высказывания, направленные на формирование и подкрепление у читателя негативного общественного стереотипа отрицательного образа сотрудников правоохранительных органов, использующих свое служебное положение в противоправных целях, превышающих свои должностные полномочия, совершающих преступления, применяющих к гражданам истязания, побои», говорится в сообщении СКП.
Дело против сотрудников второго по тиражу издания Дагестана было возбуждено 31 июля 2008 года по факту публикации в «Черновике» ряда материалов, в которых следствие усмотрело состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ, совершенные с использованием СМИ) и ч. 1 ст. 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием СМИ). Еще одно уголовное дело по тем же статьям было возбуждено в отношении главреда Исаевой. В конце февраля этого года ей было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием служебного положения), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. В отношении четырех других авторов издания следствие ограничилось ст. 282, исключив из обвинения первоначально заявленную ст. 280 УК РФ.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого фигурировали десять материалов, опубликованных в «Черновике», один из них принадлежит перу самой Исаевой, остальные были написаны Магомедом Магомедовым, Мустафаевым, Биякаем Магомедовым и Мамаевым или подписаны псевдонимами.
Следователь отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКП РФ по Дагестану Максим Мирзабалаев, комментируя обвинение, пояснил, что речь идет о возбуждении вражды «между представителями главного этноса РФ и лицами кавказской национальности», а под «социальной группой» подразумеваются сотрудники правоохранительных органов. Постановление было основано на заключении двух экспертиз — психологической и лингвистической, проведенных в экспертно-криминалистическом центре при ГУВД Краснодарского края и Южном региональном центре судебной экспертизы Минюста РФ в Ростове.
Пока шло следствие, Исаева не раз публично заявляла о незаконности придания сотрудникам правоохранительных органов статуса социальной группы.
«Мы основывались на том, что в этом отношении уже существует судебная практика», — парировал следователь Мирзабалаев. В качестве самого известного, хотя и не единственного примера он привел дело блогера Саввы Терентьева (он был осужден за публикацию в блоге негативных отзывов о милиционерах).
«Приговор в отношении его вступил в силу, — сказал следователь, — и в нем милиционеры фигурируют именно как социальная группа». Представители СКП также заявили, что «Черновик» мог публиковать статьи по заказу лиц, находящихся в розыске за экстремизм.
«Я убеждена, что перед следственными органами поставлена задача закрыть «Черновик», ограничившись условными сроками для фигурантов дела», — заявила Исаева «Газете.Ru».
Главред обратила внимание, что прокурор Дагестана Игорь Ткачев был лично заинтересован в возбуждении уголовного дела. 4 июля 2008 года в газете была опубликована статья «Террористы номер один», в которой авторы цитировали убитого лидера ваххабитского подполья Раппани Халилова. Прокурор расценил это как героизацию лиц, «совершающих преступления террористической направленности», и «формирование в сознании читателей вывода о необходимости насильственного изменения конституционного строя России». 25 июля дагестанское управление Россвязьохранкультуры направило «Черновику» предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, а затем по материалам прокурорской проверки в отношении Исаевой было возбуждено уголовное дело.
«Мы сразу же обжаловали прокурорское предостережение, — рассказала главред «Черновика» «Газете.Ru», — и уверены, что докажем в суде свою правоту. Но в таком случае Ткачев как госслужащий должен будет понести ответственность за незаконно изданный документ. Думаю, это и стало одной из причин, по которой спустя несколько недель в отношении нас было возбуждено уголовное дело».
Адвокат Саид Ибрагимов, защищающий сотрудников «Черновика», говорит о нарушении права обвиняемых на защиту. По его словам, журналисты еще не закончили ознакомление с материалами уголовного дела, а значит, прокуратура не имела права передавать его в суд. Адвокат намерен подать ходатайство в суд Советского района Махачкалы, чтобы добиться возвращения дела в следственные органы. Прокуратура в лице своего официального представителя Низами Раджабова настаивает на том, что все необходимые процессуальные нормы были соблюдены.