Текст административного регламента проведения проверок НКО, утвержденный министром юстиции Александром Коноваловым, появился в среду на сайте Министерства юстиции РФ. В многостраничном документе описан алгоритм действий проверяющих — уполномоченных представителей Минюста и его территориальных органов, а также самих НКО — по обжалованию действий проверяющих в случае несогласия с результатами проверки.
Основополагающими принципами для проверяющих НКО регламент определяет «принципы законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций и презумпцию их добросовестности».
Проверки проводятся в отношении всех некоммерческих организаций, за исключением профессиональных союзов, а также филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, говорится в регламенте. Предметом проверок является соответствие деятельности НКО, в том числе расходования денег и иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства.
Проверки НКО, как сказано в документе, могут проводиться раз в три года в соответствии с составленным заранее планом (его формирует территориальный орган Минюста). Именно этот трехлетний период должна охватывать проверка.
За пределами этого срока проверка, впрочем, тоже возможна — если у проверяющего есть свидетельства того, что при учреждении НКО были допущены неустранимые нарушения. Но в этом случае должен проверяться только порядок создания организации, уточняется в документе. Основанием для проверки является приказ Минюста или его территориального органа.
В роли проверяющих выступают уполномоченные специалисты Минюста. Они должны уведомить НКО о грядущей проверке и потребовать предоставить нужные документы. Перечень этих документов сами же уполномоченные специалисты и составляют (указаний на то, что он с кем-то из министерского руководства должен согласовываться, в регламенте нет).
Также проверяющим разрешено просить о предоставлении отдельного помещения. Такое требование подразумевает проведение выездной проверки. Решение о выездной проверке НКО также принимается на уровне Минюста или его территориального органа. Соответствующий приказ проверяющий должен предъявить руководителю НКО по приходе в организацию.
Срок проведения плановой проверки НКО определен в 30 дней. Однако «в исключительных случаях» он может быть продлен на такой же срок. К таким случаям относятся, в частности, «непредставление некоммерческой организацией запрашиваемых документов в установленный срок, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов, обращение НКО с просьбой о продлении срока проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами».
Внеплановые проверки НКО также не запрещены регламентом.
Основанием для них может стать «необходимость проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений, а также обжалование действий (бездействия) НКО, связанных с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации, а также получения иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений», говорится в регламенте.
Внеплановые проверки также могут быть выездными. То есть при желании проверяющие могут прямо поселиться в интересующей их организации.
Кроме всего прочего НКО еще ежегодно предоставляют в Минюст (раньше — в Росрегистрацию) отчеты о своей деятельности, из которых контролирующий орган также должен делать вывод о соответствии их деятельности уставным целям. Российские общественники уже не первый год бьют тревогу по поводу излишнего внимания контролирующих органов, приводящего к уменьшению числа НКО.
Проблемы у негосударственных организаций начались при экс-президенте Владимире Путине, когда общественников заподозрили в соучастии в подготовке «оранжевой революции» на территории России. Новый президент Дмитрий Медведев, хотя тоже не приветствовал финансирование НКО из-за рубежа, все же неоднократно говорил о важности этого сегмента гражданского общества.
В том, что утвержденный Минюстом регламент проверок облегчит жизнь НКО, правозащитники сомневаются. «Любая идея проверок НКО мне не нравится. На мой взгляд, возможность проверки и перепроверки НКО — это лишний способ постоянно удерживать некоммерческие организации на крючке у государственных органов», — считает президент фонда «Холокост», член Общественной палаты Алла Гербер.