Российский президент Дмитрий Медведев и американский лидер Барак Обама провели первые в своей жизни переговоры между собой. За несколько часов до начала саммита G20 в Лондоне политики побеседовали с глазу на глаз. Встреча длилась 1 час 25 минут вместо отведенных 50 минут и проходила формально на американской территории — в резиденции посла США в Великобритании Уинфилд-хаус.
Результатами встречи оба политика оказались довольны и подтвердили желание убрать «дрейфующий эффект» из двухсторонних отношений. «Сегодняшнее обсуждение показало, что значительно больше позиций, которые нас объединяют, нежели тех, которые разводят в разные стороны. После встречи я смотрю на будущее наших отношений с оптимизмом», — заявил Медведев журналистам по итогам встречи, цитирует ИТАР-ТАСС.
Президенты договорились встретиться в следующий раз в Москве в июле этого года.
Обама заверил, что «будет очень рад приехать в Москву в июле, в теплый месяц, и это лучше, чем в январе». Американский президент пообещал учить русский язык и даже произнес слово «спасибо» на русском.
По итогам встречи были подписаны два совместных заявления: одно касалось вопросов двухстороннего сотрудничества, а другое — переговоров по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений.
Разоружение
Центральной темой переговоров стал будущий Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), чье действие истекает 5 декабря 2009 года. Президенты сошлись во мнении, что СНВ-1 «полностью выполнил свое предназначение» и теперь необходимо «двигаться дальше по пути сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений». Как это делать, будет решаться на «двусторонних межправительственных переговорах по выработке новой полноформатной юридически обязывающей договоренности».
Уже в июле лидеры России и США потребуют от своих переговорщиков «доложить о достижениях в работе над новой договоренностью к июлю 2009 года».
С этого срока на окончательную доработку их предложений не должно пройти и пяти месяцев — новый договор будет заключен до истечения старого. Но на пути к этому договору есть непосредственные препятствия, заметил в беседе с «Газетой.Ru» главный научный сотрудник ИМЭМО Владимир Дворкин, который называет договоренности между Обамой и Медведевым «огромным шагом вперед».
В первую очередь они касаются правил подсчета ядерных боезарядов и носителей. «Россия все последние годы была обеспокоена «возвратным потенциалом» США, то есть способностью американцев разгрузить носители от ядерных боезарядов, но при необходимости возвратить их на место», — указал эксперт.
Эта проблема впервые встала еще при подготовке Московского договора 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). В нем стороны договаривались о сокращении числа «стратегических ядерных боезарядов», а не «стратегических боезарядов» как таковых. Стратегические носители, ракеты и подводные лодки США, таким образом, могли послужить для повторного развертывания «сокращаемых» боезарядов. Тогда Россия согласилась с американскими аргументами.
Необходимость урегулировать конфликт вокруг потенциала 3-го позиционного района ПРО США, а также противоречия, возникшие из-за желания США оснастить стратегические носители высокоточными неядерными боезарядами, Дворкин также назвал среди возможных препятствий.
В совместном заявлении Обамы и Медведева утверждается, что две стороны «будут стремиться зафиксировать в будущей договоренности уровни сокращения стратегических наступательных вооружений, которые будут ниже, чем в ныне действующем Московском договоре 2002 года». А СНП, напомним, предполагает уменьшение уровня стратегических ядерных боезарядов РФ и США до 1,7–2,2 тыс. единиц.
«Пока нижний уровень, прописанный в СНП, в 1,7 тыс. стратегических ядерных боезарядов еще не достигнут», — напомнил Дворкин. По его оценке, по новому договору возможно говорить об уровне в 1,5 тыс. боезарядов или даже несколько ниже.
Будет ли новый договор взаимообязывающим, т. е. включать меры проверки уровня сокращений, как предполагал его предшественник, оговаривается нечетко. Речь идет лишь о «действенных мерах контроля на основе опыта выполнения… договора об СНВ».
Ядерная энергия
Медведев и Обама обсудили проблематику контроля над ядерными вооружениями и их сокращения. В совместном заявлении президенты, как лидеры двух государств с самыми большими ядерными арсеналами, пообещали выполнить по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). «Мы поручаем нашим переговорщикам незамедлительно начать переговоры по этому новому договору и доложить о достигнутых результатах в разработке новой договоренности к июлю», — говорится в этом пункте документа.
США дополнили договоренности обещанием провести через конгресс ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
«В качестве ключевой меры ядерного нераспространения и разоружения мы подчеркнули важность вступления в силу ДВЗЯИ, — указано в совместном заявлении. — В этой связи президент Обама подтвердил приверженность работе в направлении ратификации этого договора американской стороной».
Этот договор от 1996 года налагает на государства, его принявшие, обязательство не проводить более испытательных взрывов атомного оружия. Подписанный 177 странами, он ратифицирован лишь 38 из них, включая Россию. Такие члены ядерного клуба, как Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея и США, этого не сделали, но для вступления его в силу остается лишь шесть голосов.
Политики договорились, что в отношении решения иранской ядерной проблемы страны намерены придерживаться дипломатических принципов. «Притом что мы признаем право Ирана на осуществление программы развития гражданской ядерной энергетики, Ирану необходимо восстановить доверие к ее исключительно мирному характеру», — согласились Обама и Медведев. Они также призвали «Иран в полном объеме выполнять соответствующие резолюции СБ ООН и Совета управляющих МАГАТЭ».
ПРО
Сгладить разногласия с Вашингтоном по системе ПРО в Европе Москве вопреки ожиданиям не удалось. «Признавая, что у нас сохраняются разногласия в отношении целей развертывания элементов ПРО в Европе, мы обсудили новые возможности для равноправного международного взаимодействия в этой области», — к такой формулировке прибегли президенты. При этом в документе отмечается, что должна учитываться совместная оценка «вызовов и угроз и он должен быть направлен на укрепление безопасности как РФ и США, так и безопасности их союзников и партнеров».
В рамках этой же проблемы шла речь и о намерении КНДР 6–8 апреля запустить баллистическую ракету. «Запуск Северной Кореей баллистической ракеты нанес бы ущерб миру и стабильности в регионе», — согласились лидеры. Поэтому Обама и Медведев «договорились призвать КНДР проявлять сдержанность и соблюдать соответствующие резолюции СБ ООН».
Афганистан
Стороны договорились также о разработке новых направлений сотрудничества по афганской тематике — стабилизации, реконструкции и развитию в Афганистане. Медведев и Обама «договорились работать с целью принятия скоординированных международных действий и поддерживать их при ключевой роли ООН», отмечается в совместном заявлении. В тексте особо отмечается, что подобный подход должен быть применен для борьбы с наркотрафиком из Афганистана, а также незаконными поставками прекурсоров в
эту страну.
«Афганистан — то место, где сотрудничество очевидно и неизбежно», — заявил «Газете.Ru» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. О том, что Москва и Вашингтон будут сотрудничать в этой сфере, политики заявили уже достаточно давно. Сейчас вопрос в том, как Россия будет принимать участие в этом взаимодействии, полагает эксперт. Он напомнил, что на данный момент есть только решение о пропуске невоенных грузов через территорию России, а также история с выводом базы Манас с территории Киргизии. Многие полагают, что Бишкек пошел на такое решение после того, как Москва выделила кредит на очень выгодных условиях и грант.
Доминантная роль в этом сотрудничестве отведена США, констатировал Малашенко. «Посмотрим, что будет в программе Обамы, которая пока не утверждена. Что там будет решено по поводу увеличения контингента, о том, готов ли Вашингтон вести переговоры с талибами (организация запрещена в России) и так далее. Остальным придется подстраиваться под это», — полагает он.
Кавказ
В чем у политиков не нашлось точек соприкосновения, так это в трактовке событий в августе 2008 года на Южном Кавказе. «Несмотря на то что у нас нет согласия в отношении причины и последовательности военных действий в августе прошлого года, мы согласились, что мы должны продолжать усилия в направлении мирного и долгосрочного урегулирования нестабильной ситуации», — согласились Обама и Медведев.
«Имея в виду, что между нами сохраняются значительные разногласия, мы, тем не менее, подчеркиваем важность принятого в прошлом году плана из шести пунктов, договоренности от 8 сентября, а также других соответствующих договоренностей и продолжения эффективного сотрудничества в рамках Женевских дискуссий, с тем чтобы обеспечить стабильность в регионе», — также говорится в документе.
ВТО
Еще одно ожидаемое решение: президенты России и США приняли решение поручить правительствам предпринять усилия для скорейшего вступления России в ВТО. «Мы оба дали обещание поручить нашим правительствам предпринять усилия с целью завершить как можно скорее вступление России во Всемирную торговую организацию и продолжить работу по созданию благоприятных условий для развития российско-американских экономических связей», — говорится в совместном заявлении.