В понедельник в Москве помощник российского президента по экономике и шерпа в «двадцатке» Аркадий Дворкович представил окончательную программу, с которой Дмитрий Медведев выступит на саммите форума ведущих стран мира в Лондоне. За американцев в интервью The Financial Times говорил сам президент Барак Обама.
«Основные идеи для саммита «двадцатки» более ли менее сформулированы», — объявил Дворкович, указав, что уже «сейчас обсуждается проект итогового коммюнике саммита» (в конце прошлой недели проект коммюнике попал в британскую прессу).
Суть российских предложений сводится к следующему. Во-первых, должна быть сформирована общая система регулирования. Во-вторых, должна быть инициирована дискуссия о новой валютной системе. И в-третьих, страны-участницы должны принять жесткие обязательства по реформированию МВФ и его рекапитализации. «Если эти три составляющие будут приняты и если будет обещание реализовать меры стимулирования, такая комбинация нас бы устроила», — объявил Дворкович.
В Москве настаивают на том, чтобы дополнительные средства поступали в МВФ с условием реформирования этого международного института. Для того чтобы МВФ не утратил стимула к реформам, Дворкович предложил идею предоставлять их не напрямую, а через скупку облигаций фонда.
Необходимость трансформации существующей системы международных фининститутов признают не только в Москве. За реформу МВФ в том или ином виде выступили также Британия, Германия, Индонезия, Китай, Канада, Мексика и Саудовская Аравия.
Однако другие страны, такие как Япония и США, относящиеся к числу «мейджоров», то есть ведущих доноров МВФ, к этой идее относятся прохладно.
Увеличения капитала МВФ, который можно было бы использовать для санации пораженных кризисом экономик, по их мнению, вполне достаточно. Администрация Обамы, в частности, предполагает расширение активов фонда на $500 млрд.
«Увеличение финансовых возможностей МВФ было бы кстати, поскольку целый ряд стран столкнулся с серьезными трудностями и на помощь им потребуются внушительные средства, — заметил «Газете.Ru» директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Реформой МВФ можно было бы заняться и попозже».
Другой вопрос, по которому позиции Москвы и Вашингтона не сходятся, — возможность реформирования международной валютной системы, сейчас привязанной к американскому доллару и, в меньшей степени, евро.
Китай и Россия выдвинули идею пересмотреть роль доллара, введя нечто подобное суперрезервной валюте. Но, как открыто признают в Москве, вероятность создания глобальной валюты «ничтожна». Об этом объявил помощник российского президента.
«У нас была цель инициировать дискуссию на эту тему, потому что мы понимаем, что сегодняшняя система неадекватна и содержит в себе слишком много рисков, связанных с односторонними действиями того небольшого количества стран, которые отвечают за выпуск резервных валют», — объяснил Дворкович.
«Основу расчетов будут составлять региональные валюты и сильные резервные валюты, как и сейчас — доллар США, евро», — рассказал Дворкович. Но глобальная резервная валюта, в роли которой сейчас выступают специальные права заимствования (SDR) МВФ, должна работать не только «для предоставления ресурсов в виде квоты в капитале МВФ», но и «для заимствования, выпуска ценных бумаг», считает помощник президента.
«Сегодня SDR — валютная комбинация — включает четыре валюты: это доллар, евро, английский фунт и иена. Естественно, при такой системе было бы логично, если бы этот валютный набор был расширен и в него могли бы быть включены новые валюты, в том числе рубль и юань, возможно, другие», — поделился идеей Дворкович.
В США к этим планам относятся откровенно скептически.
Обама лично прекратил все разговоры о том, что при определенных обстоятельствах американские власти могли бы поддержать изменение валютной системы. «США — страна с сильнейшей экономикой и наиболее стабильной политической системой в мире. Я уверен и в американской экономике, и в долларе», — заявил на прошлой неделе американский президент.
Рассуждения о введении суперрезервной валюты Николаев назвал обсуждением «реформы правил пожарной безопасности во время пожара». «Необязательно дебатировать по вопросу о том, какой будет валюта, в любом случае на это потребуются годы, а действовать нужно уже сейчас», — заметил аналитик.
Вашингтон больше заботит не доминирование доллара в глобальной экономике, а отсутствие прозрачных норм финрегулирования. «Я постоянно подчеркивал, что нам требуется и то и другое: нам требуется и пакет стимулирующих мер, и регуляция. Нам нужно как иметь дело с проблемами, что стоят прямо перед нами, так и быть уверенными, что мы приняли правильные шаги к предотвращению подобных обвалов в будущем», — заметил Обама в интервью британской FT.
Наделение МВФ функциями мониторинга и раннего оповещения, считает Николаев, можно было бы только приветствовать. Но «заливание» плохих активов триллионами долларов из пакетов экономического стимулирования вместо их эффективного списания аналитик считает недопустимым.
«Есть законные основания для беспокойства из-за того, что большинство стран уже инициировали (принятие) значительных стимулирующих мер, и нам потребуется (сначала) посмотреть, как они работают», — повторил ту же мысль Обама в интервью британской газете. В российской программе нет пункта о санации плохих активов, указывает Николаев, напоминая, что еще в январе на Давосском экономическом форуме премьер-министр Владимир Путин «много об этом говорил».
Настораживает аналитика и отсутствующее у российской стороны положение о необходимости борьбы с протекционизмом. Дворкович на брифинге ссылался на ВТО, которая пришла к выводу, что «практически все страны за последние полгода применяли меры, которые можно отнести к протекционистским». «Но также было сказано, что каких-то серьезных глобальных рисков из-за этого пока не возникло, — добавил помощник президента. — Хотя многие страны настаивают на том, чтобы записать в Лондонскую декларацию более жесткие правила на эту тему, дискуссия по этому вопросу еще будет идти».
«Таким заявлением Москва продемонстрировала, что не считает протекционизм угрозой, но будет продолжать к нему обращаться, — обеспокоен эксперт. — Иррациональность этого поражает».
Насколько будут поражены участники саммита, покажет итоговое коммюнике. Пока что Кремль надеется найти в Лондоне союзников. «В том или ином виде в итоговое коммюнике войдут многие российские предложения, поскольку они формулировались не на пустом месте, а после предварительных дискуссий с партнерами», — пообещал Дворкович.