Президент Башкирии Муртаза Рахимов вновь заставил говорить о губернаторской фронде, публично раскритиковав Кремль за наступление на принципы федерализма. В минувшую пятницу башкирский президент представил на конференции «Национально-государственные образования в истории и политической практике российского федерализма» свой доклад, в котором не только представил свою республику пионером в строительстве федерализма, но и предъявил Москве ряд претензий.
Начав с заявления, что «конституционный потенциал федерализма еще далеко не исчерпан» в России, Рахимов посвятил большую часть доклада историческому опыту Башкирии как первой автономии, заключившей еще в 1918 году двустороннее соглашение с центральным правительством. Конец своего выступления президент отвел под критику.
Первой досталось Госдуме, которая, по подсчетам Рахимова, учитывает «не более 7% предложений регионов». В повседневной политической практике, считает башкирский лидер, «не находят применения предусмотренные российской Конституцией согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти федерации и ее субъектов». Виной тому «отсутствие четкой регламентации».
Нашел Рахимов и нарушения «предусмотренных Конституцией норм согласования решений по вопросам совместного ведения». «Почти крамольным стал вопрос о договорной практике», — объявил Рахимов, намекнув на необходимость разработки двустороннего договора между Уфой и федеральным центром (таковой сейчас действует только в отношениях с Татарстаном).
Излишний централизм проявляет Москва и в кадровых вопросах, раздувая численность и штаты федеральных структур на местах, где и так «много ненужного дублирования и недоверия».
«Центральные министерства и ведомства в последние годы мало считаются с прерогативами субъектов федерации, вопреки основному закону относят их фактически к своим предметам ведения и полномочиям», — указал президент Башкирии.
Власти республики, считает он, вполне «выполняют задачи, определяемые руководством страны». «У нас нет и не может быть двойной бухгалтерии в государственной политике! Именно потому, что она государственная!» — указывается в тексте президентского доклада, помещенного на официальном сайте башкирской администрации.
Не мешает центру и присмотреться к своей бюджетной политике. «Должного, соответствующего Конституции бюджетного федерализма», указал Рахимов, все еще нет. И поэтому «подавляющее большинство муниципальных образований, особенно сельских и городских поселений, дотационные». Своей политикой, заставляющей муниципалитеты «заниматься не решением вопросов местного значения, а изысканием источников для поддержания минимальной обеспеченности ресурсами», Москва фактически нарушает «конституционные принципы местного самоуправления».
Досталось федеральным властям и за другие «досадные просчеты», прежде всего за отмену национально-регионального компонента в образовательной программе и за излишнюю, по мнению Рахимова, привязанность к Московскому патриархату.
И если первый шаг центральных властей означает «разрушение принципа федерализма в области образования» и «ограничение прав народов Российской Федерации на национально-культурное развитие», рассуждает башкирский президент, то насаждение православия «даст отрицательный эффект у людей, придерживающихся иных верований, вызовет обратную реакцию и толкнет их к радикализму».
Фрондерство Рахимова отмечалось не раз. В прошлом году вместе с московским мэром Юрием Лужковым и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым Рахимов допустил мысль о целесообразности восстановлении прямых губернаторских выборов. Реакция из Кремля последовала незамедлительно. «Я считаю нынешнюю систему избрания губернаторов оптимальной. Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление об увольнении», — отрезал президент Медведев.
На прошлой неделе, уверяет глава координационного совета объединенной оппозиции Башкирии Рамиль Бигнов, Рахимов, встречаясь в Уфе с докладчиком ОБСЕ Куртом Воллебеком, пожаловался Европе на «рейдерский захват» башкирского ТЭКа компанией АФК «Система».
Новый демарш башкирского президента, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, объясняется тем, что в Уфе пришли к выводу, что «лояльность не является достаточным основанием, чтобы сохранить пост». Но на сей раз, выступая с громкими заявлениями, считает Минченко, Рахимов «перешел грань». Кремль не может позволить башкирскому лидеру «выступить не только в роли вождя губернаторской фронды, но и использовать при этом «национальные» аргументы и апеллировать к мусульманскому избирателю». «Он единственный помимо отставленного накануне мурманского губернатора Юрия Евдокимова, кто получил наименьшую оценку «единица», напоминает эксперт рейтинг «выживаемости губернаторов», подготовленный его институтом.
Как сообщала «Газета.Ru», в республике налицо все признаки скорого ухода Рахимова. Федеральный центр сместил с высоких постов практически всех представителей Рахимова в силовом блоке: в частности, заменены главы МВД (после чего в управлении по охране объектов органов власти при МВД Башкирии, а также в ЧОПе «Щит», охраняющем Рахимова, были проведены обыски и возбуждено уголовное дело по факту обнаружения незаконно хранившегося там оружия и взрывчатых веществ), республиканских прокуратуры, Верховного и арбитражного суда. На все эти должности были назначены люди из других регионов. Также сменился главный федеральный инспектор по республике. Им стал чиновник из Оренбурга Петр Капишников. Активы башкирского ТЭКа, прежде управлявшиеся семьей Рахимова, в течение зимы перешли к АФК «Система».
Оппозиционный ресурс «Уфагуб», неоднократно предрекавший отставку главы региона, назначает падение Рахимова на эту среду, чтобы «на следующем заседании 26 марта можно было бы рассматривать вопрос о доверии башкирских депутатов кандидату, которого внесет президент Медведев». Такую дату Минченко считает вполне реальной. Бигнов отводит на отставку месяц или более.