Депутаты Госдумы в среду одобрили протокольное поручение, в котором комитет по безопасности палаты запросить в правоохранительных органах сведения об источниках финансирования организаций и движений, которые проводили протестные акции в Приморье. Инициатором поручения стал бывший член движения «Наши», ныне депутат от «Единой России» Сергей Белоконев.
«В октябре 2008 года через общественные структуры в Приморском крае было распределено 16 грантов на проведение общественно значимых акций, имеющих существенный резонанс в СМИ», — заявил Белоконев, выступая на заседании Госдумы.
«Источником данных грантов является ряд иностранных правозащитных организаций. Выделенные по этим грантам деньги использовались для организации и проведения протестных акций по всему Дальнему Востоку», — утверждал он со ссылкой на публикации в СМИ.
В протокольном поручении уточняется, что последняя акция протеста, проведенная общественной организацией ТИГР (Товарищество Инициативных Граждан России) совместно с КПРФ и рядом других организаций против повышения цен, ввозных пошлин на автомобили, подорожания услуг ЖКХ, а главное — «против произвола чиновничьего аппарата и произвола правительства», состоялась 15 марта в г. Владивостоке». Работа активистов ТИГРа и КПРФ оплачивается из этих органов, уверен начитанный депутат Белоконев.
«Партия поддерживает это поручение, мы считаем, что надо разобраться в ситуации», — рассказал «Газете.Ru» первый зампред фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский. «Мы не делаем поспешных выводов и дождемся результата экспертизы соответствующих органов, однако много говорит о фактах попыток дестабилизации ситуации в регионе из-за рубежа», — уверен Рязанский. Первый зампред фракции, депутат от Приморья, выезжавший в декабре во Владивосток для изучения ситуации в регионе, Владимир Пехтин отказался от комментариев.
Если прокуратура Дальнего Востока действительно найдет «16 иностранных грантов» у ТИГРа и коммунистов, это чревато серьезными последствиями для КПРФ.
Согласно принятым в 2006 году поправкам в закон об НКО, организациям, имеющим более 30% иностранного капитала, запрещено финансирование политических партий. ТИГРу же грозят стандартные обвинения в экстремизме и дополнительные финансовые проверки.
Впрочем, поймать ТИГРа на чем-либо довольно сложно. Это сетевая организация, у которой нет ни единого лидера, ни даже какого-то подобия центра управления. Участники движения кооперируются на форуме организации и в специальных группах в популярных социальных сетях, мобилизуясь только для конкретных акций.
«Власти абсолютно заблуждаются насчет этого — мы финансируемся (если это можно назвать громким словом «финансирование» конечно!) строго из карманов наших активистов и сочувствующих людей», — объяснил «Газете.Ru» представитель хабаровского отделения движения ТИГР Андрей Дуденок.
По его словам, сами акции почти ничего не стоят. «Оранжевые и желтые ленты, плакаты А3, флаги — это стоит не так дорого даже для простых людей, не олигархов и не коррумпированных чиновников», — говорит Дуденок. На сайте организации все желающие могут отправить пожертвования на протестную деятельность через электронный кошелек «Яндекса».
«Мне неизвестно, на какие деньги и какие связи имеет ТИГР — мы сотрудничаем с ними, так как они наиболее всего страдают от прессинга власти», — опроверг обвинения депутат городского заксобрания от Компартии Владимир Дмитриев.
Митинги в Приморье против повышения пошлин стали пока самым крупным проявлением социального недовольства с начала кризиса. Первая массовая акция протеста во Владивостоке прошла 14 декабря прошлого года, когда тысяча протестующих на несколько часов перекрыла основные дорожные магистрали и развязки города, парализовав его деятельность. А митинговавшие 21 декабря были разогнаны силами специально доставленного из Подмосковья отряда ОМОНа «Зубр». После этого появилась нашумевшая экспертная записка аналитического управления Госдумы, в котором утверждается, что «сценаристы» акции — представители криминальных структур, причастные к бизнесу по ввозу иномарок в Россию, и западные спецслужбы. Из всех политических партий только КПРФ поддержала протестное движение.