В Хамовническом суде Москвы во вторник завершились предварительные слушания по второму уголовному делу в отношении экс-совладельцев компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Судья Виктор Данилкин огласил решения по ходатайствам, заявленным сторонами на процессе, отклонив все без исключения ходатайства защиты предпринимателей и удовлетворив единственное прошение обвинения — о сохранении без изменения меры пресечения для обвиняемых. Таким образом, на время процесса Ходорковский и Лебедев продолжат находиться в следственном изоляторе «Матросская Тишина».
Последнее предварительное заседание на этом процессе прошло в необычном режиме: журналистам еще до начала выступления судьи Данилкина включили видеотрансляцию (сами слушания, как сообщалось, шли в закрытом режиме), так что пресса могла видеть все происходившее в зале. Однако слышать большую часть решений по ходатайствам было нельзя. В результате просмотр заседания в журналистской комнате свелся к попыткам вычислить смысл сказанного судом по выражениям лиц обвиняемых, их защитников и прокуроров.
Прокурор Дмитрий Шохин на протяжении всего выступления судьи изображал памятник самому себе, изменив положение лишь дважды: первые полчаса он опирался руками о стол, потом переложил их за спину.
Ходорковский большую часть решения прослушал в позе роденовского «Мыслителя», только стоя. Лебедев еще до прихода суда начал читать какие-то документы и так и не отвлекся от них во время выступления судьи. Периодически он что-то говорил Ходорковскому на ухо, и друзья живо обсуждали сказанное. Обоих обвиняемых продолжают держать в стеклянной клетке-аквариуме.
По лицам адвокатов сразу было понятно, что ничего хорошего они не слышат.
Как сообщала «Газета.Ru», в ходе предварительных слушаний они заявили более десяти ходатайств, два из которых — о прекращении уголовного дела в отношении подзащитных в целом за отсутствием состава и события преступления и по эпизоду о хищении акций Восточной нефтяной компании в связи с истечением срока давности; четыре — о возвращении дела прокурору по различным основаниям. Кроме того, ходатайства подавали сами обвиняемые: в частности, Ходорковский просил об аресте бывшего имущества ЮКОСа, похищение которого ставится ему в вину, а вместе предприниматели просили об истребовании доказательств своей невиновности.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант был единственным, кто что-то записывал в блокнот. Остальные защитники выглядели гордо, но обреченно. Выйдя из зала, Клювгант заявил журналистам, что «большая часть ходатайств защиты отклонены как преждевременные». Тем не менее это означает, что суд не возражает против того, чтобы рассмотреть эти ходатайства уже в ходе процесса.
Позже адвокаты заявили, что суд, отклонив ходатайства защиты, не воспользовался возможностью прекратить дело, которое адвокаты считают «позорным».
«Мы дали суду различные законные возможности прекратить этот позор или хотя бы отправить это позорное дело назад его авторам. Суд распорядился этими возможностями так, как посчитал нужным», — говорится в заявлении адвокатов, распространенном во вторник.
В финале заседания судья наконец включил звук в комнате журналистов и огласил резолютивную часть своего решения. Согласно его решению, новый процесс по делу Ходорковского — Лебедева начнется в Хамовническом суде Москвы 31 марта в 11.30. Мера пресечения для обвиняемых остается прежней, соответственно, единственное ходатайство гособвинения в ходе предварительных слушаний сочтено подлежащим удовлетворению.
Таким образом, основное рассмотрение второго дела ЮКОСа начнется за день до первой личной встречи Дмитрия Медведева с Бараком Обамой (Лондон, 1 апреля) и за два дня до участия российского лидера в саммите G20 (там же, 2 апреля).