Центральная избирательная комиссия намерена обозначить в законе о выборах понятие избирательного штаба, сообщил секретарь Центризбиркома Николай Конкин. Комиссия уже работает над этим вопросом, уточнила «Газете.Ru» член ЦИК Елена Дубровина, по итогам работы предложения будут направлены в субъекты законодательной инициативы.
Понятие «избирательный штаб» достаточно часто звучит, но «он формально не легализован и действует на сомнительных началах», пояснил Конкин. По его словам, комиссиям всех уровней необходимо, чтобы взаимодействие с избирательными штабами кандидатов «легло в правовое поле».
Проблему для избиркомов составляет то, что у них «остается только телефон кандидатов», и как только необходимо связаться с кандидатом, возникают проблемы. «Телефон кандидата может не отвечать, юридический адрес проживания не соответствовать фактическому, и позвонить или направить уведомление оказывается некому, в то время как известно, что на кандидата работает большой предвыборный штаб. Были случаи, когда до кандидатов не могли дозвониться или передать сообщение», — описал Конкин проблему «Газете.Ru». Узаконивание понятия «избирательного штаба» должно упростить взаимодействие комиссии со штабом, уверяют в ЦИКе.
С проблемой штаба ЦИК столкнулся во время проверки подписных листов Михаила Касьянова, выразившего намерение выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента в 2008 году.
«У нас не было ничего кроме двух телефонов — самого Касьянова и его помощника», — вспомнил Конкин. Впрочем, непростая ситуация закончилась для ЦИКа благополучно: избирком успешно связался с Касьяновым, чтобы сообщить ему об отказе в регистрации по причине фальсификации подписных листов.
Дубровина увидела проблему в том, что «некого привлечь к ответственности за нарушение избирательного законодательства».
Очень сложно определить субъект нарушений, когда связь кандидата с непосредственным руководителем избирательной кампании не закреплена юридически, утверждает член ЦИКа.
Одним из видов наказания за нарушения избирательного процесса является предупреждение, снятие кандидата или партии с выборов или отмена результатов выборов — и в таком случае штаб не привлекается. Ответственность за финансовую отчетность и ведение кампании несет кандидат или партия, участвующие в выборах.
Штабисты не помнят проблем со своим статусом. Неоднократно работавший в предвыборных штабах экс-юрист СПС Вадим Прохоров говорит: «Я не вижу ни проблем в случае таких поправок в законодательство, ни облегчения избирательного процесса». По его мнению, необходимо решать более фундаментальные проблемы — такие как использование административного ресурса, отказ в предоставлении штабам кандидатов помещений и так далее. Последнюю инициативу ЦИКа Прохоров назвал «имитацией работы».
Чурову необходимо было показать, что он непрерывно работает над совершенствованием избирательного законодательства после прозвучавшего поручения Медведева «разобраться с нарушениями и в случае необходимости подготовить соответствующие поправки в избирательное законодательство», полагает Прохоров. «Остается отвлекаться на второстепенные проблемы и создавать имитацию непрерывной работы», — полагает юрист.
Избирательные штабы кандидатов в президенты и партий стали кузницей руководящих кадров. Дмитрий Медведев работал в штабе Владимира Путина, в штабе самого Медведева работал нынешний полпред президента в Думе Гарри Минх.