В пятницу вечером в Швейцарии состоялась первая двусторонняя встреча главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Переговоры в женевском отеле InterContinental оба чиновника назвали «очень продуктивным диалогом».
Перед началом ужина, на который подавали овощной суп, жареную рыбу и шоколадный десерт, Клинтон подарила российскому коллеге сувенир, который, по мнению администрации США, должен символизировать новый этап в отношениях Москвы и Вашингтона.
Американцы изготовили красную кнопку, которую подписали «reset» и «peregruzka». Однако во второе слово вкралась ошибка, ведь с английского «reset» переводится как «перезагрузка». И Лавров не преминул сообщить об этом Клинтон.
«Мы серьезно поработали, чтобы найти верное русское слово. Как вы думаете, нам это удалось?» — спросила Клинтон Лаврова. «Нет, вы ошиблись», — сказал Лавров, улыбаясь. После того, как российский министр объяснил коллеге значение слова «перегрузка», госсекретарь сказала: «Мы не дадим вам это сделать с нами». Оба руководителя внешнеполитических ведомств затем нажали на сувенирную кнопку.
Никаких серьезных заявлений после переговоров сделано не было. В частности, ни Клинтон, ни Лавров не рассказали, обсуждался ли вопрос о возможном отказе США от размещения в Европе элементов своей системы ПРО.
Клинтон и Лавров говорили на объединяющие две страны темы: Северная Корея, Иран и Афганистан. Кроме того, по словам Клинтон, Вашингтон надеется, что к концу года удастся договориться о новом соглашении по СНВ. «Действительно, мы обсудили вопрос о контроле. Мы намерены до конца года подготовить документ. Это для нас высокий приоритет», — цитирует слова Клинтон РИА «Новости».
Лавров также выразил уверенность, что Россия и США достигнут новой договоренности по СНВ к 5 декабря этого года, когда истекает срок действия нынешнего договора.
«Будем делать все, чтобы поставленная цель была достигнута», — сказал он. Напомним, что договор СНВ-1 был подписан в 1991 году президентами СССР и США и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы до 6 тысяч боеголовок.
Не обошли стороной Клинтон и Лавров Иран. «Мы обсудили вопрос об Иране весьма подробно. Нам хотелось бы знать, как сделать, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного оружия и прекратить поддержку терроризма через ХАМАС и «Хезболлах», — сказала госсекретарь. Отказываться от санкций в отношении Ирана Вашингтон пока не готов. Лавров же в очередной раз напомнил, что Москва сотрудничает с Тегераном в рамках «правового поля» и продает ему лишь «оборонное вооружение».
Самыми сложными вопросами диалога остается территориальная целостность государств. Лавров корень разногласий видит в независимости Косово, а Клинтон – в отделении Южной Осетии и Абхазии от Грузии.
«Косово — это точно одна из тех проблем, по которым у нас сохраняются серьезные разногласия. Мы считаем одностороннее провозглашение независимости Косово незаконным», — заявил в Женеве Лавров. Клинтон в ответ напомнила о Грузии, где, по ее мнению, «необходимо уменьшить уровень насилия и способствовать женевскому процессу».
Впрочем, госсекретарь добавила, что «по вопросам, где есть расхождения, мы будем работать честно и открыто». «Сегодня у нас появился отличный шанс построить отношения, шанс, который нельзя упустить», — сказала Клинтон. А российский министр добавил, что после переговоров с Хиллари Клинтон у них сложились «прекрасные личные отношения».
Как сообщает Reuters, Клинтон с Лавровым выглядели расслабленно, особенно в сравнении с напряженными публичными выступлениями экс-госсекретаря США Кондолизы Райс. Американские чиновники, работавшие в прежней администрации, сказали агентству, что заметили изменения в поведении Лаврова.