Генеральная прокуратура РФ утвердила в понедельник вечером обвинительное заключение по второму уголовному делу в отношении экс-совладельцев компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. «Обвинительное заключение по данному делу утвердил заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь», — сообщила «Интерфаксу» официальный представитель ведомства Марина Гриднева.
По ее словам, бывшим руководителям ЮКОСа инкриминируется «хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализация».
«Органами следствия Ходорковский и Лебедев обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных пп. «а», «б» ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174, ч. 4 ст. 160 и ч. 4 ст. 174-1 УК РФ (хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах, совершение с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а также использование их для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности)», — рассказала Гриднева.
Согласно материалам дела, в ходе предварительного следствия установлено, что «обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО «Восточная нефтяная компания» в период с 6 ноября по 12 июня 1998 г. на сумму 3,6 млрд рублей, легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО «Восточная нефтяная компания» в 1998–2000 гг. на эту же сумму, хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО НК ЮКОС в 1998–2003 гг. ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» ВНК на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998–2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США».
По этим обвинениям Ходорковскому и Лебедеву может грозить до 22 лет, предполагал ранее в беседе с «Газетой.Ru» адвокат Юрий Шмидт.
По словам Гридневой, потерпевшими и гражданскими истцами по этому делу признаны «физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб». «Расследование по уголовному делу представляло особую сложность, так как было связано с выявлением свидетелей, установлением, изъятием и анализом большого объема финансово-хозяйственной документации, производством судебных экспертиз, а также следственных действий с целью объективной проверки версий обвиняемых и показаний свидетелей и потерпевших», — отметила представитель Генпрокуратуры.
Таким образом, второе уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева готово к передаче в суд.
«Следующая процессуальная стадия после утверждения обвинительного заключения — передача в суд», — пояснил «Газете.Ru» адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Дело может быть передано в суд в середине марта, считает адвокат. «В данном случае срок для передачи дела в суд ограничивается 2 апреля, поскольку в этот день истекает срок следствия. Однако я думаю, что это произойдет раньше, потому что 17 марта истекают сроки содержания под стражей для Ходорковского и Лебедева», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Сроки начала процесса по второму уголовному делу против Ходорковского и Лебедева защитник определить затруднился. По его словам, защита будет ходатайствовать о проведении предварительных слушаний, исходом которых может стать возвращение дела назад в прокуратуру. Кроме того, и адвокатам, и обвиняемым, и суду потребуется время на изучение гигантского обвинительного заключения. По словам Шмидта, только обвинительное заключение включает 14 томов. «Я с таким обвинительным заключением никогда не сталкивался», — признался адвокат. Защита будет просить у суда время для ознакомления с ним. «Обвинительное заключение — это документ, в котором суммированы все эпизоды обвинения, приведены доказательства и обоснована квалификация обвинения. В рамках этого документа проходит все разбирательство, и, конечно, его нужно знать как катехизис», — пояснил Шмидт.
«Беспрецедентный объем и степень бредовости обвинений» считает отличительными чертами обвинительного заключения другой адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант.
Дело теоретически может рассматриваться в Москве — по месту совершения «преступления».
Адвокаты пока не знают, в какой именно суд будет передано уголовное дело в отношении их подзащитных. «Если следствие будет руководствоваться законом, то у него на выбор есть несколько московских судов (по предполагаемым местам совершения преступлений, указанных в обвинительном заключении — «Газета.Ru»). Но, чем именно оно будет руководствоваться, мне неизвестно», — заявил Клювгант.
Напомним, что расследование второго уголовного дела в отношении совладельцев ЮКОСа Генпрокуратура начала вскоре после вынесения приговоров Ходорковскому и Любедеву по первым обвинениям — в 2005 году. Предварительное расследование по новому делу было завершено в феврале 2007 года. Незадолго до этого оба предпринимателя были этапированы из колоний, где они отбывали восьмилетние сроки заключения, в Читинский СИЗО, где оба и находятся до сих пор, несмотря на протесты защиты. Здесь им были предъявлены новые обвинения, и здесь они знакомились с материалами своего второго уголовного дела. Оба обвинений в свой адрес не признают, считая их «абсурдными».
Ранее адвокаты Ходорковского неоднократно указывали на то, что следствие по второму делу затягивается. В материалах постоянно появлялись новые документы, которые обвиняемым приходилось изучать, сроки изучения дела постоянно продлевались, и у наблюдателей даже сложилось впечатление, что это дело могут потихоньку «замять». Некоторые из защитников предпринимателей высказывали предположение, что дело может быть отложено до окончания в стране кризиса, поскольку «только нового процесса над Ходорковским им (властям — «Газета.Ru») в суде сейчас и не хватает». Однако в конце минувшего года суд ограничил обоим обвиняемым сроки ознакомления с делом. После этого стало понятно, что делу все же решено дать ход. В конце января 2009 года, не успев дочитать, Ходорковский и Лебедев были вынуждены завершить знакомство с делом и подписать соответствующие документы.