— Какие перед вами как новым полпредом стоят центральные задачи?
— Мои центральные задачи прописаны в указе президента о полномочном представителе в Государственной думе — представлять позицию главы государства в Думе.
— Может быть, какие-то ближайшие приоритеты?
— Реализация в законопроектах основных положений послания президента Федеральному собранию.
Осталось немного законов — о снижении порога прохождения в Думу для партий, набравших от 5–7% на выборах, о снижении количества подписей для регистрации на выборах и о равном доступе партий к телевидению.
— Готов ли закон о равном доступе партий к телевидению?
— Пока не готов. Еще много не решено: вопрос в том, что надо найти баланс между интересами СМИ и иных участников этих отношений.
— При разработке этого закона администрация президента сотрудничает с представителями СМИ, с ЦИКом, Минсвязи и т. п.?
— Конечно. Ни один закон не разрабатывается только в правовом управлении (администрации президента — «Газета.Ru»), без привлечения заинтересованных сторон. В правовом управлении работают юристы, и многих тонкостей работы они просто не могут знать. Идеальный законопроект разработать легко, только называться он будет «Город Солнца».
— А вы принимали участие в их разработке?
— Я только два дня работаю представителем президента, это не моя сфера деятельности. Я же здесь не «Гарри Владимирович Минх — человек». Я бывший глава правового департамента правительства, а теперь полномочный представитель президента в Думе. И это не юридические хитрости. Даже отношение может меняться в зависимости от должности. Меняется не просто место работы, но и круг экспертов, меняется объем полномочий.
— В пятницу Госдума проголосовала за президентский законопроект о расширении полномочий прокурора в гражданском процессе. А недавно Верховный суд внес закон о возвращении права по возбуждению дел против спецсубъектов прокуратуре. Спикер Думы Борис Грызлов уже заявил, что возвращение полномочий от СКП «преждевременно». Ожидаете ли вы раскола в Думе в части сторонников и противников возвращения части полномочий Генпрокуратуре, как это было во время принятия закона о создании Следственного комитета?
— Это два разных закона. Принятый сегодня в первом чтении закон внесен президентом и адекватен «антикризисной» теме с точки зрения увольнений, сокращений, урезаний зарплат. Законопроект позволяет прокуратуре Российской Федерации выступать на стороне граждан в гражданских процессах, в первую очередь, связанных с трудовыми спорами.
Конечно, есть Трудовой кодекс, однако проблема в том, что концептуально ТК является документом, в котором подразумевается равноправие сторон — работодателя и сотрудника. А с точки зрения реализации — возможно, вы это и на себе уже почувствовали — получается игра в одни ворота, работодатель имеет больше возможностей. Президентским законом предлагается выставить прокурорский щит для защиты прав граждан по их заявлениям.
— А поправки в ТК в связи с кризисом не планируются?
— Нет, не планируются.
— Возвращаясь к прокуратуре, выработана ли позиция президента по законопроекту Верховного суда о возвращении Генпрокуратуре полномочий?
— Это не президентский закон, с ним будем разбираться. Позиция президента по нему еще не сформулирована. Но это предметно другая тема, он не связан с законом о защите прав граждан.
— Ваши студенты пишут на форуме, что вы требуете знания наизусть Конституции, вы будете требовать этого от депутатов?
— Студенты склонны гиперболизировать, но знание основного закона для работников законотворческого органа, конечно, обязательно. Могу и спросить: «А что содержится в части третьей статьи 55 Конституции»?
--И что же?
— (Цитирует по памяти.) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
— А еще студенты пишут, что вы не любите, когда прогуливают занятия. Как будете бороться с прогульщиками в Думе?
— А тут никто и не прогуливает.
Смотрите: за президентский законопроект о полномочиях прокурора проголосовали 448 депутатов. Точнее, 449 — один из них потом вышел и сказал для стенограммы, что его голос по ошибке не засчитался. А Владимир Вольфович (Жириновский — «Газета.Ru»), по-моему, просто в этот момент вышел из зала. Так что никто не прогулял.
— Странно, а было видно, что зал полупустой. Мы же все знаем, как передаются карточки депутатов-прогульщиков для голосования.
— Но ведь проголосовали. Надо оценивать по результату.
— А вы будете изучать протоколы голосований, чтобы потом побеседовать с теми проходимцами, которые выступили против президентской инициативы?
— Зачем? У каждого может быть своя позиция.
— Значит, неправильно вас студенты называют «великим и ужасным»?
— В Томске у меня было другое прозвище — Свирепый Гарри.
— А Гарри Поттером не называют?
— Студенты — нет. Правда, один депутат подарил мне сувенир с символикой Гарри Поттера, когда книга только становилась известной. Какой депутат — секрет.