Президент США Барак Обама дал свою первую пресс-конференцию в Белом доме с момента вступления в должность главы государства. Главным образом американский лидер говорил о плачевном положении экономики, однако сделал и ряд важных внешнеполитических заявлений. С журналистами хозяин Белого дома разговаривал около часа.
Свое выступление Обама начал с призыва к сенату «как можно быстрее» одобрить план по спасению американской экономики. «В этот конкретный момент, когда частный сектор столь ослаблен этой рецессией, федеральное правительство остается единственным органом, у которого имеются ресурсы для того, чтобы подтолкнуть экономику назад к жизни», — заявил Обама. «Это не обычная рецессия. Мы переживаем самый глубокий экономический кризис со времен Великой депрессии», — констатировал глава Белого дома.
По его словам, если не принять конкретных мер, кризис может превратиться в катастрофу.
Обама отметил, что вливания государственных средств в экономику не могут носить постоянный характер.
«Если все, что мы будем делать, — это тратить деньги, а не производить, то со временем многие страны устанут одалживать нам деньги и праздник закончится», — отметил глава Белого дома.
«Вообще-то, праздник уже закончился», — тут же добавил он. «Наш уровень сбережений значительно снизился, и экономика, движущей силой которой были потребительские траты, не может больше устойчиво развиваться», — пришел к выводу президент США. «Самое главное, что мы должны сделать сегодня, — добиться того, чтобы экономика прекратила тонуть», — заключил Обама.
Американский лидер ответил и критикам плана спасения. «Послушайте, я сам не хочу сейчас тратить деньги. Представление о том, что я пришел сюда потратить 800 миллиардов долларов, это не то, как я представлял себе начало моего президентства, но приходится смириться с существующими обстоятельствами», — объяснил президент США.
Главным внешнеполитическим заявлением Обамы стали его слова о начале диалога с Ираном.
«В ближайшие месяцы мы будем вырабатывать такую стратегию, благодаря которой мы сможем сесть лицом к лицу за стол переговоров с Тегераном. Это позволит нам двинуть нашу политику в новом направлении», — пообещал президент США.
По его словам, администрация сейчас проводит оценку американской политики в отношении Ирана и намерена искать пути для возобновления конструктивного и прямого диалога с республикой. Обама предположил, что пришло время для Ирана послать сигнал международному сообществу, что он «желает действовать по-другому, а также признать: несмотря на то что у него есть права, как у члена международного сообщества, за этими правами следуют и обязанности».
«Иран — это страна выдающихся людей, выдающихся истории и традиций, но её действия за многие последние годы пользы не принесли, особенно в том, что касается дела мира и процветания в регионе и во всем мире», — заметил Обама и посоветовал Тегерану прекратить финансирование террористических организаций вроде «Хезболлах» и ХАМАС.
Старейший в пуле Белого дома репортер Хелен Томас, которой исполнилось 88 лет, спросила Обаму про контроль за ядерным вооружением. Здесь Обама подтвердил планы по переговорам с Москвой о ядерном разоружении. Ранее источники в Белом доме говорили о предложении американской администрации Кремлю оставить не более 1000 боеголовок с каждой стороны. Обама не назвал конкретных цифр, однако сообщил, что уже обсуждал перспективы разоружения со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым.
«США и Россия должны играть роль лидеров в области ядерного разоружения», — пояснил американский президент. Тогда, по его мнению, можно будет обратиться к другим странам и «начать восстанавливать те договоры о нераспространении, которые, по правде говоря, за последние несколько лет были ослаблены».