Выборы главы крупнейшей церковной организации на постсоветском пространстве не могли обойтись без внимания властей. Не случайно вокруг выборов предстоятеля Русской православной церкви активность проявляли не только российские, но и зарубежные лидеры. Например, известно, что белорусский президент Александр Лукашенко желал бы видеть патриархом главу белорусской православной церкви Филарета. По неподтвержденным сведениям, этот вопрос даже обсуждался на встрече Лукашенко и российского президента Дмитрия Медведева в середине декабря. Однако Минск все-таки не был в этом раскладе основным игроком.
Сложнее оказалась расстановка сил внутри Кремля. Оба основных кандидата — и Кирилл, и Климент — давно вхожи в самые важные кремлевские кабинеты и, как принято считать, находятся в хороших отношениях и с президентом Медведевым, и с премьер-министром Владимиром Путиным.
Известный активной политической позицией Кирилл часто участвовал во многих государственных мероприятиях, был регулярным гостем на кремлевских приемах. Кирилл отвечал за объединение Русской православной церкви и Русской православной зарубежной церкви, которое активно поддерживал Путин.
В свою очередь, управделами Московской патриархии митрополит Климент неоднократно работал членом различных правительственных комиссий, а в 2005 году именно его Путин назначил членом Общественной палаты как представителя от православной церкви. Клименту приписывали авторство поправок в Налоговый и Земельный кодексы о передаче имущества церкви. Эту идею также поддерживал Путин.
Одним из ресурсов Климента, как утверждает источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, могла стать супруга президента Светлана Медведева, которая хорошо знакома с митрополитом.
В этом году она возглавила попечительский совет программы духовно-нравственного воспитания Русской православной церкви, появление которой инициировал Климент.
Напротив, по сведениям все того же источника, Медведев изначально оказывал поддержку митрополиту Кириллу. Такого же мнения придерживалось и его ближайшее окружение. В этих условиях решающим могло бы оказаться мнение Путина. Хорошо известно, что духовный отец премьера, архимандрит Тихон Шевкунов представляет консервативное крыло Русской православной церкви, которое поддерживало Климента. Существовала также точка зрения, что крайне активный Кирилл мог бы оказаться непредсказуемым для Кремля и потому в отличие от «тихого» Климента неудобным.
Однако премьер не стал прислушиваться к консервативному крылу духовенства.
По сути, публично свою поддержку Кириллу Путин и Медведев выразили, когда приехали на поминальную сорокадневную службу по патриарху Алексию II в Богоявленский собор и после нее встретились один на один с Кириллом. Кроме того, согласно исследованию компании «Медиалогия» по заказу «Газеты.Ru», Кирилл полностью доминировал на государственных телеканалах, что также является главным признаком одобрения Кремлем.
«Власть консолидировалась вокруг Кирилла», — констатировал в разговоре с «Газетой.Ru» политолог Евгений Минченко. «Медведев поддержал Кирилла, а Путин занял нейтральную позицию», — утверждает, в свою очередь, учредитель Института национальной стратегии Станислав Белковский. Так называемый православный круг Путина (в него включают главу РЖД Владимира Якунина, полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко, банкиров братьев Ананьевых, экс-главу Госнакроконтроля Виктора Черкесова и ряд других), по мнению Белковского, вообще никак не проявил себя во время избирательной кампании в церкви. «Существует мнение, что Кирилл непредсказуем для Кремля, но в условиях кризиса именно способный удерживать церковь харизматик востребован в качестве патриарха, и власть это понимает», — считает Белковский. Вместе с тем, по его мнению, поддержка вовсе не гарантировала Кириллу победы. «Реальный расклад в церкви куда сложнее, на стороне Климента был влиятельный церковный бизнес», — утверждает политолог.