У заседания в Брюсселе нет даже официальной повестки дня. Стороны ограничатся обсуждением тех вопросов, по которым у России и НАТО есть точки соприкосновения.
«Насколько мне известно, отдельные делегации собираются вынести на обсуждение вопросы сотрудничества по Афганистану, по борьбе с пиратством, ряд направлений взаимодействия в сфере преодоления угрозы наркоагрессии и некоторые другие», — сообщил «Интерфаксу» постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин.
Решение о возобновлении диалога с Россией было принято в начале декабря на встрече министров иностранных дел стран — членов НАТО. О неизбежности возвращения к сотрудничеству заявил и генсек альянса Яап де Хооп Схеффер. «НАТО нужна Россия, и России нужно НАТО», — сказал за неделю до неформального заседания СРН де Хооп Схеффер.
Очевидно, что главным пунктом взаимодействия сторон должен стать так называемый «афганский транзит».
Россия еще в 2001 году предоставила свою территорию для переброски невоенных грузов НАТО в Афганистан. Однако теперь США может понадобится согласие России на транзит не только еды, медикаментов и других товаров.
Движение «Талибан (организация запрещена в России)» стремительно набирает силу, и новая администрация США, назвав афганское урегулирование одним из своих внешнеполитических приоритетов, решила увеличить свой контингент в Афганистане на 30 тысяч человек. В начале нынешней недели командующий войсками США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии Дэвид Петреус вдруг заявил, что достигнута новая договоренность о доставке грузов для международных миротворцев в Афганистане через территорию России.
Хотя Россия наличие такого договора не подтвердила, о расширении сотрудничества в Москве заговорили на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев, находясь с визитом в Узбекистане, намекнул, что Россия хотела бы играть в этом урегулировании более заметную роль. Он предложил «определить новые международные форматы, которые были бы эффективны для решения проблем Афганистана».
Однако пока разногласий у Москвы и Брюсселя значительно больше, чем общих тем для диалога.
Работа совета Россия — НАТО (СРН) была приостановлена во время августовской войны в Южной Осетии. Инициатива исходила от альянса, однако Москва быстро сориентировалась, Минобороны объявило о прекращении военного сотрудничества с государствами НАТО и пригрозило переоценкой отношений.
Условия России для возобновления сотрудничества в январе озвучил замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын. По его словам, Россия готова возобновить сотрудничество с НАТО в военной сфере, в случае если США объяснят причины разрыва отношений и извинятся за это. Кроме того, Россия неоднократно предупреждала, что «красной чертой» для диалога станет вступление в альянс Украины и Грузии, которое пока, впрочем, откладывается.
Настроен весьма решительно и Рогозин. Он заявил, что замораживание работы СРН недопустимо ни при каких обстоятельствах. «Я буду настаивать на том, чтобы американцы не имели права в одностороннем порядке нарушать функционирование структуры», — сказал постпред.
Он предупредил, что обойтись без «разбора завалов прошлого» не удастся и в воскресенье. «У наших партнеров не должно сложиться впечатление, что мы возвращаемся в прежнее русло сотрудничества. Это вряд ли получится без решения двух взаимосвязанных вопросов. Первый — это восстановление доверия, и второй — практическое взаимодействие. Одно без другого не существует», — напомнил Рогозин.
В случае успеха неформальной встречи СРН, следующим шагом во взаимодействии по линии Россия — НАТО может стать встреча де Хооп Схеффера и руководителя российской делегации на Мюнхенской конференции 6–8 февраля. Им, судя по всему, станет вице-премьер Сергей Иванов. Тогда в начале весны может возобновиться и полноценная работа СРН.