В пятницу правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала свой доклад об августовском конфликте в Южной Осетии под названием «На войне как на войне?». 200-страничный доклад HRW основан на беседах сотрудников организации с 460 жителями на месте событий и готовился несколько месяцев.
Правозащитники утверждают, что международное гуманитарное право нарушили все стороны конфликта: грузинская и российская армия, а также осетинские ополченцы.
По данным HRW, грузинские войска при артиллерийских обстрелах и наступлении войск на Цхинвали допускали «неизбирательное и избыточное применение силы» и «игнорировали необходимость минимизации гражданских потерь в ходе обстрелов». В результате «было убито или ранено значительное число гражданских лиц». Большинство таких эпизодов, говорится в докладе, связано с применением системы БМ-21«Град», а ее применение запрещается международным гуманитарным правом.
В то же время в докладе указывается, что осетинские ополченцы использовали гражданские объекты для размещения там оборонительных позиций, «в результате чего такие объекты становились законными военными целями».
HRW отрицает, что грузинские военные намеренно уничтожали мирное осетинское население. «По словам опрошенных нами свидетелей, входившие в села войска не причиняли жителям преднамеренного физического вреда», — говорится в докладе. При этом в ряде эпизодов, особенно во время попытки захвата Цхинвали, «грузинские войска пренебрегали безопасностью гражданского населения».
Правозащитникам не удалось найти факты геноцида осетинского народа, о котором твердят как в Цхинвали, так и в Москве. «Нет оснований квалифицировать действия грузинской стороны как геноцид. Отдельные факты жестокостей… могут быть квалифицированы как самостоятельные тяжкие преступления, но не попытка геноцида», — говорится в докладе.
В докладе говорится, что HRW располагает информацией о грузинских ударах по автомобилям, в которых жители Цхинвали пытались вырваться из города в первые дни конфликта. Согласно этим сообщениям, «удары сопровождались гибелью или ранением гражданских лиц». При этом правозащитники затруднились квалифицировать эти факты как преступление, так как «по Зарской дороге проходили российские войска и боевая техника».
Именно HRW еще в августе оспаривала данные югоосетинских властей о 1492 погибших человек, что стало поводом для объявления действий Грузии геноцидом. Тогда правозащитники заявили, что речь идет «скорее о десятках, а не сотнях погибших». В итоге в декабре Следственный комитет назвал цифру в 162 погибших, о чем упоминается и в докладе.
Россию правозащитники обвинили фактически в тех же грехах, однако в обвинениях в ее адрес неоднократно используется термин «военное преступление».
«Российские авиационные, артиллерийские и танковые удары, в том числе носившие
неизбирательный характер, в ряде случаев приводили к гибели или ранению гражданских лиц», — говорится в докладе. В одном случае, утверждают в HRW, российские войска нанесли удар по медицинскому персоналу в госпитале города Гори, «что является… военным преступлением».
Интересно, что HRW упоминает в докладе и о причинении ущерба цхинвальской больнице, однако эти обстрелы военным преступлением не называет. По данным правозащитников, часть гражданских объектов, в том числе школы и детские сады, использовалась осетинами «в качестве оборонительных опорных пунктов или для размещения личного состава».
Как утверждается в докладе, Россия не выполнила своих обязанностей по обеспечению общественного порядка и безопасности на контролируемых ею грузинских территориях. По данным HRW, российские войска не только позволили осетинским ополченцам «в массовом порядке совершать грабежи и поджоги грузинских домов, убивая, избивая, насилуя и терроризируя жителей», но и сами как минимум в четырех случаях «совершали такие нарушения, как мародерство, уничтожение гражданского имущества и насилие в отношении гражданских лиц».
По мнению HRW, если геноцид или этнические чистки в ходе конфликта в Южной Осетии и имели место, то только со стороны самих осетин в отношении населения грузинских сел, расположенных на территории Южной Осетии.
Уничтожение этих сел сопровождалось «многочисленными грабежами, избиениями, угрозами и задержаниями жителей, несколько человек были убиты по признаку этнической принадлежности». HRW «пришла к выводу, что югоосетинские силы пытались осуществлять в таких селах этнические чистки». «По меньшей мере 159 грузин были задержаны осетинами; при этом по меньшей мере один человек был убит, практически все подверглись бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и условиям содержания под стражей», — говорится в докладе.
Военные преступления осетины, по данным HRW, совершали и на территории Грузии. «По меньшей мере 14 человек были убиты без суда югоосетинскими ополченцами на территории, которая контролировалась российскими войсками… Внесудебные казни являются преднамеренным убийством… то есть военным преступлением», — сообщается в докладе. Кроме того, правозащитники сообщают о фактах изнасилований и похищений людей осетинами.
Правозащитники призывают как Грузию, так и Россию провести расследование и привлечь к ответственности лиц из состава российских и осетинских сил, совершивших нарушения гуманитарного права, включая военные преступления.
«Поскольку Россия фактически контролирует Южную Осетию, она должна провести расследование и привлечь к ответственности лиц из состава югоосетинских сил, совершивших военные преступления», — говорится в заключительной части доклада. HRW призывает Россию «публично поддержать и обеспечить» возвращение грузинских беженцев в Южную Осетию. Обеим странам советуют полностью сотрудничать с международным сообществом, подписать конвенцию о запрете на использование кассетных бомб и содействовать возвращению беженцев в свои дома.