Постановление правительства о получении Министерством обороны полномочий по распоряжению своим имуществом было опубликовано на сайте правительства в четверг. Премьер-министр Владимир Путин подписал документ еще 29 декабря прошлого года.
Теперь Минобороны сможет само продавать земельные участки и другое федеральное имущество, находящееся в ведении Вооруженных сил и подведомственных организаций.
Ранее управлением и реализацией высвобождаемого военного имущества занимался Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Летом прошлого года фонд был упразднен, а его функции переданы Росимуществу. Теперь же Минобороны будет заниматься продажей своих активов самостоятельно.
Согласно другому декабрьскому постановлению — «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества ВС РФ» продавать военное имущество теперь будет ФГУП «Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны РФ». С осени 2007 года управление возглавляет полковник Александр Сосновский.
Как говорится на официальном сайте Минобороны, «за последние годы от реализации и использования высвобождаемого военного имущества на внутреннем рынке получено 1,3 трлн рублей и $55 млн». Теперь приносимые управлением доходы в копилку Минобороны станут наверняка больше. Так же считает и руководитель
центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Думаю, имущество будет распродаваться еще более активно», — сказал он «Газете.Ru».
Напомним, что управление военным имуществом и его приватизация — едва ли не главная идея министра обороны Анатолия Сердюкова, назначенного на этот пост в феврале 2007 года. Минобороны в начале прошлого года объявило о проведении аукционов по продаже своей собственности. Продажи шли тяжело. Правда, 27 мая на организованном РФФИ аукционе компания «Бона-Проджик» за 2 млрд 606 млн руб. купила неиспользуемый военный городок на Рублевке. По словам Цыганка, на «тех аукционах побеждали наиболее приближенные лица, а других не допускали». «Думаю, что новые аукционы будут идти среди тех, кто приближен к руководству Минобороны».
Как следует из постановления, Минобороны будет не только продавать имущество, но и контролировать его использование, проводить его ревизии и аудит, а также его оценку с целью продажи.
Помимо этого Минобороны сможет изымать неиспользуемое имущество, передавать его в муниципальную собственность или сдавать в аренду.
В Минобороны нововведения пока официально не комментируют. По мнению первого зампреда комитета Госдумы по обороне Юрия Савенко, «передача полномочий Минобороны по распоряжению имуществом российских Вооруженных сил — шаг прогрессивный». «Нововведение позволит оптимизировать все процессы, связанные с использованием военного имущества, земельных участков в целях решения социальных проблем военнослужащих», — заявил Савенко «Газете.Ru». Депутат считает, что Минобороны лучше знает, «как в современных условиях с наибольшей пользой распорядиться имуществом Вооруженных сил».
Военные эксперты военное ведомство критикуют. По мнению Цыганка, «продавать имущество — это не обязанность Минобороны». «Для этого есть отдельная организация. Минобороны арендует у государства землю. Буквально год назад президент дал понять, что Минобороны не обязано распродавать свои земли. Ни одна силовая структура не имеет права продавать свои земли», — отметил эксперт.
Зампред думского комитета по госстроительству Виктор Илюхин считает, что Сердюков превратил Минобороны в «большую торговую площадку». «Отслеживается систематический вывод из Москвы военных академий и распродажа их имущества: уже выведены инженерная и строительная академия, на очереди Академия ракетных войск, ныне Академия Петра Великого», — сказал «Газете.Ru» Илюхин.
Цыганок полагает, что «нынешний министр обороны решает только две задачи: во-первых, он пытается за счет сокращения прапорщиков увеличить оклад другим офицерам, а во-вторых, как можно быстрее продать земли».