Во вторник кандидат на пост госсекретаря США Хиллари Клинтон выступила с программной речью в сенате. В результате слушаний в комитете по международным делам Клинтон должна быть утверждена в новой должности.
Будущий госсекретарь пообещала, что новая администрация США будет активнее использовать дипломатические методы решения мировых проблем, чем предыдущая.
«США не могут самостоятельно решить наиболее острые проблемы, стоящие перед миром, а мир не может решить эти проблемы без США», — заявила бывшая первая леди США. Для налаживания отношений с миром Клинтон намерена руководствоваться «умной силой».
«Сегодняшние угрозы безопасности не могут решаться изоляцией. Умная сила требует отношений и с друзьями, и с врагами. Нужно поддерживать старые альянсы и создавать новые. Это означает усиление альянсов, чья необходимость проверена временем, особенно это касается наших партнеров по НАТО и союзников в Азии», — сказала Клинтон.
Однако кандидат на пост госсекретаря оговорилась, что для этого госдепу нужно больше ресурсов и денег. В случае их получения Клинтон пообещала «стрелять по всем тарелочкам» при отстаивании американских интересов. По мнению Клинтон, Вашингтон должен использовать дипломатию «умной силы», чтобы восстановить пошатнувшееся после операций в Афганистане и Ираке мировое лидерство США. «Я верю, что американского лидерства все еще ждут», — сказала она.
Клинтон не обошла вниманием конфликт в Газе. «Барак Обама и я понимаем и глубоко сочувствуем желанию Израиля защищать свое государство и избавиться от ракетных обстрелов ХАМАС», — сказала Клинтон. Будущий госсекретарь не предложила конкретных шагов по выходу из кризиса, лишь выразив свое стремление к миру. «Конфликт в Газе должен усилить наше желание поиска мирного соглашения, которое принесет реальную безопасность Израилю, его нормальные и позитивные взаимоотношения с соседями, а также независимость, экономический прогресс и безопасность палестинцам в их собственном государстве», — сказала Клинтон.
Приоритетом США в Ираке при Обаме и Клинтон станет окончание войны. Первым шагом станет вывод войск из городов в июне. Клинтон напомнила, что по плану, согласованному администрацией Джорджа Буша с правительством Ирака, войска должны быть выведены из страны к концу 2011 года. Сама Клинтон надеется, что это будет сделано даже быстрее.
России в своей речи Клинтон уделила немного внимания. Китай упоминался впереди России.
Будущий госсекретарь рассказала о своих планах «работать с Китаем и Россией очень близко» по вопросам экономики, безопасности и ядерного нераспространения. «Мы будем стремиться к соглашениям с Россией для того, чтобы обеспечить дальнейшие сокращения вооружений в рамках договора СНВ», — цитирует Клинтон РИА «Новости».
Высказала она свое отношение и к планам России по созданию газового аналога ОПЕК. По ее мнению, такая организация обеспечит России гораздо больший международный охват в сфере газа. «Для нас стало тяжелым уроком, что картель ОПЕК — это не только коммерческое предприятие, а стратегическое геополитическое усилие в сфере безопасности, с которым нам приходится бороться в течение 36 лет», — предупредила Клинтон.
Проблемы с поставками российского газа в Европу в январе Клинтон назвала «значительным вызовом в сфере безопасности, с которым мы столкнемся».
Столкнуться с Россией Америке придется и в Арктике, считает Клинтон. Она подтвердила, что советники Обамы не исключают возникновения международных «споров из-за энергетических ресурсов и минералов в Арктике». Но это та тема, где Америка и Россия могут углубить диалог, подчеркнула будущая глава американской дипломатии.
Будущему госсекретарю пришлось вступить в дискуссию с рядом известных сенаторов. Так, новый председатель комитета Джон Керри (бывший кандидат в президенты США, по слухам, и сам метил на место Клинтон) пытался выяснить у Клинтон, считает ли Обама обладание Ираном ядерного оружия неприемлемым или просто весьма нежелательным. «Избранный президент неоднократно говорил, что это неприемлемо. Дипломатия США будет делать все возможное, чтобы не дать Ирану стать ядерным государством», — ответила Клинтон. По ее словам, США в отношениях с Ираном «будет использовать новый подход. «То, что мы пробовали раньше, не сработало», — сказала будущий госсекретарь США.
Однако наиболее колким оказался сенатор-республиканец Ричард Лугар. Он поднял вопрос о фонде мужа Клинтон Билла.
Сенатор высказал опасения, что тот может использоваться иностранными государствами для того, чтобы завоевать расположение будущего госсекретаря.
«Суть проблемы в том, что иностранные государства и организации могут использовать фонд для получения преференций у госсекретаря», — цитирует Лугара Reuters. В тот же день агентство AP распространило результаты своего расследования, из которого следует, что будущий госсекретарь как минимум шесть раз защищала в сенате интересы фармацевтических, телекоммуникационных и энергетических компаний, жертвовавших средства в фонд ее мужа Билла.
По сообщению Reuters, Клинтон республиканца ответом не удостоила.
Как передает корреспондент AP, Клинтон говорила четко и неспешно. Она сидела одна за маленьким черным столом, дочь Челси и советники стояли за ней. Ее мужа на слушаниях не было. В зале слушаний сената собрались послы, бывшие и нынешние дипломаты, сторонники и помощники Клинтон.