Буданов должен был выйти на свободу в понедельник. Об этом «Интерфаксу» сообщили в суде Димитровграда (Ульяновская область), где было вынесено решение об условно-досрочном освобождении осужденного. «Мы планировали сегодня в 8 утра отправить в колонию постановление с нарочным, и Буданов сразу должен был выйти на свободу», — рассказал представитель суда. Однако процесс освобождения осужденного пришлось остановить — накануне в суд поступила кассационная жалоба адвоката семьи Кунгаевых Станислава Маркелова на решение суда об освобождении Буданова.
Как долго продлится разбирательство по жалобе Маркелова, пока непонятно: суду пришлось дать адвокату время для переоформления жалобы, поскольку ее первый вариант не содержит, по словам представителя суда, «конкретных доводов».
Правильно оформленная жалоба должна быть представлена в суд к 16 января, сообщили в суде. Рассмотрение жалобы займет не менее недели, отметил собеседник агентства. Так или иначе, до завершения этого процесса Буданов останется заключенным и решение о его освобождении в законную силу не вступит, подтвердили в суде.
В свою очередь Маркелов пояснил «Газете.Ru», что был вынужден подать в суд так называемую «короткую жалобу» из-за отсутствия полного текста решения об освобождении Буданова (по закону оно должно было быть обжаловано в течение 10 дней). Текст решения адвокат, по его словам, получил лишь в 9 часов утра в понедельник. Дооформленную жалобу Маркелов намерен направить в суд в ближайшие дни.
По словам адвоката, своей жалобой он создал прецедент, «который открывает двери для других подобных жалоб». «Насколько мне известно, до сих пор судебные решения об условно-досрочном освобождении осужденных не обжаловались потерпевшими никогда», — пояснил Маркелов.
По его словам, против вмешательства семьи Кунгаевых в процесс освобождения Буданова возражали как суд, так и прокуратура, которая, по мнению адвоката, в этом процессе «выступает в роли адвоката Буданова».
«Однако Уголовно-процессуальный кодекс определяет, что любое решение суда может быть обжаловано любой из сторон-участниц. В противном случае нарушается принцип равенства сторон. Дело — то же самое, почему я не могу обжаловать решение, принятое по нему?» — объяснил собеседник «Газеты.Ru».
Как сообщала «Газета.Ru», 24 декабря городской суд Димитровграда с пятой попытки удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) Юрия Буданова. Решение было принято в тот же день, когда другой суд — в Мордовии отложил на конец января дело об условно-досрочном освобождении бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой.
Димитровградский суд повторно рассмотрел ходатайство осужденного, отклоненное им в октябре, и на этот раз нашел его подлежащим удовлетворению. Прокуратура в ходе процесса настаивала на освобождении Буданова, поскольку считала, что он совершил все действия, необходимые для получения УДО: чистосердечно раскаялся, признал свою вину, отбыл в заключении гораздо более половины из начисленного ему судом срока (8,5 года из 10 лет) и у него нет взысканий со стороны администрации колонии, в которой он находился. Кроме того, осужденный полностью погасил процессуальные издержки, отметил прокурор.
Между тем администрация колонии №3 Димитровграда, где находится Буданов, просила суд отказать осужденному в УДО, ссылаясь на тяжесть его преступления.
В июле 2003 года Буданов был признан виновным в похищении и убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и приговорен к 10 годам лишения свободы. Буданов также был лишен звания полковника, ордена Мужества и права занимать определенные должности в течение трех лет. Попытка обжаловать это решение суда не удалась. Позже суды четыре раза отказывали Буданову в условно-досрочном освобождении. Бывший полковник дважды пытался просить помилования у президента, однако сам же всякий раз отзывал свои прошения.
В Чечне решение суда об условно-досрочном освобождении Буданова, как и следовало ожидать, вызвало возмущение. В республике прошли митинги протеста, а уполномоченный по правам человека заявил, что ему известно и о других преступлениях Буданова, и пообещал приложить все силы к тому, чтобы бывший полковник навсегда остался в заключении.