В Кремле прошли переговоры российского президента Дмитрия Медведева и белорусского лидера Александра Лукашенко. У гостя из Минска была возможность пообщаться с российским коллегой еще в пятницу — они оба были приглашены на неформальную встречу глав стран СНГ в Казахстан. Однако Лукашенко без объяснения причин туда не поехал, а остался ждать Медведева в Москве.
В день переговоров замглавы Минфина России Дмитрий Панкин сообщил, что есть письмо о том, что Белоруссия хочет «получить кредит в 100 млрд рублей за переход в расчетах на рубли в торговле», цитирует РИА «Новости».
Чиновник не пояснил, по какой ставке предполагается выдать кредит и собираются ли президенты обсуждать эту тему. Как ранее рассказывала «Газета.Ru», на прошлой неделе Минск обратился за помощью и к США — по мнению Лукашенко, Вашингтон вполне способен выделить $5 млрд на экономику Белоруссии.
В начале переговоров Лукашенко настаивал, что ничего он просить у Москвы и не собирается. Президенты обменялись репликами, что им есть о чем поговорить, и Лукашенко немедленно перешел в наступление. «Публично хочу сразу же отмести всякие инсинуации, которые раздавались в последнее время по поводу того, что Беларусь чуть ли не на коленях ползет в Кремль, чтобы чего-то выпросить. Сразу хочу сказать, что мы абсолютно сегодня ничего не собираемся просить», — заверил Лукашенко.
Однако уже в следующем предложении президент Белоруссии намекнул, что его стране нужно помогать, иначе будет хуже.
Лукашенко выразил желание «напомнить некоторым», что Белоруссия — сборочный цех Советского Союза. «Комплектующие и ресурсы мы получали и получаем, покупаем всегда из России. Сегодня, если остановится экономика в Беларуси, вы прекрасно знаете, — это плюс 10 млн частично или полностью безработных в России, потому что остановятся те предприятия, где мы берем комплектующие, и так далее. Поэтому и думаю, это не в интересах ни России, ни тем более Беларуси», — сообщил Лукашенко Медведеву.
Белорусский президент также отметил, что «этот год для наших государств был непростым, но результативным в сфере экономической, а в других сферах у нас вообще проблем не было и нет». «Ситуация, которая складывается в мире, естественно, отражается и на наших странах, но она привнесена к нам извне. Если бы стабильность сохранилась в мире, то нам пять лет было бы достаточно, а России, может быть, и меньше, для того, чтобы крепко встать на ноги», — добавил Лукашенко.
Медведев заявил своему гостю, что все те проблемы, которые есть, разрешимы. «Мы для этого с вами и встречаемся, чтобы их снимать. Это наша с вами, если хотите, конституционная обязанность как президентов. Встретились, обсудили, приняли решение взаимовыгодное, которое воспринимается нашими народами. Вот я из этого тоже и буду исходить», — заявил российский президент.
Переговоры двух президентов проходили в закрытом для прессы режиме. По их окончании пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сообщила, что диалог завершился успешно: стороны договорились о поставках российского газа в Белоруссию на будущий год и согласовали основные принципы поставок и оплаты топлива. Подробностей достигнутых договоренностей Тимакова не раскрыла.
В свою очередь, источник в белорусской делегации сообщил «Интерфаксу», что «цена эта согласована на вполне приемлемых для Белоруссии условиях».
При этом он отказался называть какие-либо конкретные цифры. Ранее приемлемой ценой для Минска считалось сохранение нынешнего тарифа в $127,9 за 1000 кубометров, тогда как «Газпром» грозил увеличить цену едва ли не вдвое. В российском «Газпроме» «Газете.Ru» какие-либо подробности также сообщить отказались.
Тем не менее белорусы дали понять, что остались довольны. Пока неизвестно и то, что стало платой «приемлемой цены». Во-первых, «Газпром» уже несколько лет добивается контроля над «Белтрансгазом». Во-вторых, в Кремле настаивают, чтобы Белоруссия наконец признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Сделать это Лукашенко обещает с августа и объяснял задержку тем, что сначала должны пройти парламентские выборы и только новый состав парламента выскажется по этому вопросу. После начала работы нового созыва признание не обсуждалось. В понедельник стало понятно, что белорусский парламент рассмотрит данный вопрос только на весенней сессии, которая начнется 2 апреля.